«Самопознание»: гармоничное развитие личности на уроках информатики

В настоящее время возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования, которые позволили бы современному учителю «повернуться лицом к ученику». Вопросы ориентации на индивидуальные особенности учащихся в обучении и воспитании не раз поднимались в мировой педагогической практике.

На одной из встреч в нашем Центре «Бөбек» с «рыцарем» гуманной педагогики Шалвой Александровичем Амонашвили обсуждался актуальный сегодня вопрос: «Почему дети не хотят учиться в школе?»

Он дал простой ответ: «Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний».

«Живые знания составляют Культуру Образования. Живые знания – те, которые одухотворяют человека, влекут к горизонтам науки, способствуют творить новую жизнь, воодушевляют мысль на новые поиски».

Поэтому, на каждом уроке необходимо создавать условия для повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся. Помимо индивидуальной работы на уроках информатики, довольно часто применяется работа в группах или парах, с учетом сложности и объема предоставляемой информации. В зависимости от возрастных особенностей обучающимся дается возможность самостоятельного выбора источников информации, поиск ответов на поставленные вопросы: учебная литература, электронные учебники, Интернет-ресурсы (на ПК, собственных планшетах, телефонах), или изучение подготовленного учителем раздаточного материала. После такого вида исследовательской деятельности, обучающиеся могут изложить существенные понятия по теме в виде карты памяти, постера и т.д. При этом роль учителя –  наблюдать и направлять поисковую работу в нужное русло. Далее проходит совместное обсуждение, при котором корректируются полученные знания, делаются выводы.

Одним из главных принципов является «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метапознания, согласующийся с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно. Одним из самых проверенных практикой путей является образование в социокультурном информационном пространстве, в котором важную роль играет организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Это возможно в социокультурном информационном пространстве образования, которое включает информационные ресурсы, нравственно-духовные нормы и ценности, учитывающие особенности менталитета и способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности, способной к самооценке, самоанализу и самообразованию.

Цель образования состоит не только в обеспечении академической успеваемости, но так же развитии человеческой личности. С 2010 года в Республике Казахстан в ГОСО введен предмет «Самопознание». Главная цель предмета: способствовать нравственно-духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития компетенций . Интеграция учебного предмета с предметом «Самопознание» позволяет достичь заданной цели. При работе в социокультурном информационном пространстве успех работы в группе будет зависеть от уважения к другим, культуры общения, чувства ответственности, доброжелательности и сотрудничества, желания делиться своими знаниями друг с другом, способности к самоконтролю. Практически все эти ценности взаимосвязаны. На уроках информатики применяются разнообразные виды работ, которые способствуют активизации деятельности учащихся. Далее описаны некоторые из них.

  • Организационный момент направлен на создание позитивного настроя на урок, озвучивание цитаты урока, где дети высказывают свое мнение и проводят параллели между общечеловеческими ценностями и понятиями предмета. Роль учителя заключается в подведении учащихся к формулированию темы урока через вопросы низкого и высокого уровней, а также расширяющие информационную картину мира. Учебный материал раскрывается через связь с жизненными ситуациями.
  • Определение «отправной точки» и зоны ближайшего развития учащегося (по Л. С. Выготскому) – этот этап очень важен, так как учителю это позволяет определить начальный уровень сформированности знаний, умений и навыков и компетентностей учащегося, то есть выяснить «отправную точку», увидеть зону ближайшего развития ребенка, скорректировать свой план, который будет отвечать запросам учащихся, помогает спрогнозировать и выстроить стратегию развития, направленную на преодоление возможных трудности в обучении. Обычно проводится  на первых занятиях изучения темы раздела, главы. Ученику данная работа позволяет составить представление о существующей ситуации и требованиях, на которые нужно будет опираться.
  • Изучение новой темы учащиеся класса делятся на группы или пары, в зависимости от сложности и объема предоставляемой информации. Учащиеся изучают текст параграфа или подготовленного учителем раздаточного материала, используют Интернет-ресурсы, выделяют существенные понятия по теме, строят карту памяти (кластер). Или, например, показав пример блок-схемы с разбором элементов строения (рис.1), учащиеся называют пословицу, а вопросом мы побуждаем учащихся к размышлениям о возможном применении пословицы в отношениях с людьми (семь раз подумай, прежде, чем сказать; если рассердился, сосчитай до 7 и т.д.)

Рис.1 Слайд – объяснение новой темы

 

  • Формирование и совершенствование практических навыков работы на ПК – выполнение лабораторно-практической работы. Лабораторно-практическая работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя или консультанта (например, из числа одаренных учащихся, имеющих высокую мотивацию) и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания. В силу специфики предмета учащимся предлагается работа с образцами решенных заданий, в которых предложены разные наборы входных данных, от которых зависит решение. В практической работе предложены разноуровневые задания, которые позволят учащимся, в процессе их выполнения осмысливать, закреплять новый учебный материал и корректировать уже имеющиеся знания и умение решать задачи на компьютере.
  • Систематизация и закрепление изученного материалана данном этапе учащимся предлагается выполнить творческую работу или мини-проект по теме или разделу. Задания данного вида предполагают как индивидуальную, так и парную формы работы и позволяет учащимся не только систематизировать и продемонстрировать имеющиеся у них знаний, но и провести собственное исследование по теме. При этом учителю необходимо помнить о создании дружественной атмосферы сотрудничества и сотворчества, в которой учащийся будет способен генерировать субъективно новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.  Далее необходимо стремиться к переходу учащихся на более высокий уровень – это тот уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, владение элементами исследовательской деятельности.

Особое внимание уделяется работе с талантливыми и одаренными учащимися: данной категорией, как правило, принято считать более способных учащихся, имеющих более высокий уровень мотивации к обучению. Учитель может объединять «сильных» учащихся в группу или формировать группы, в которых эти учащиеся могут взять на себя роль лидера: к ним прислушиваются и с ними советуются, они становятся генераторами деятельности в классе. Таким образом, обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия,  является успешным учеником. Успех  зависит от учителя, который должен помочь ученику стать всесторонней развитой личностью. Эффективными будут являться  дифференцированные, опережающие задания творческого и поискового характера.

Следует отметить, что одним из требований современного программного обеспечения является наличие интуитивно понятного интерфейса, поэтому проведение параллелей между жизненными ситуациями и способами использования инструментария программы, снимает барьер и страх перед использованием новых программ. У учащихся появляется стремление к саморазвитию, к совершенствованию своих навыков, а это и есть ступень к самообразованию.

Итог урока – рефлексия направлена не только на то, что узнали нового, какими практическими навыками овладели, но и обсуждение эмоционального состояния, впечатлений от работы. Учащиеся описывают свои ощущения и делают такие выводы.

Все понимают то, что образованию сегодня нужны два крыла – интеллектуальное и духовно-нравственное, что является условием гармоничного развития личности. Достичь этого возможно только тогда, когда все образовательное пространство будет наполнено любовью, а каждый урок будет нести живые знания. Наличие социокультурного информационного пространства и активных форм самостоятельной работы в группах или парах способствует социализации личности, процессу ее формирования и развития: освоению социальных норм, нравственно-духовному воспитанию на основе общечеловеческих ценностей, формированию компетенций; способности к самооценке, самокоррекции – самообразованию.

 

Юлия Солодникова,  
учитель информатики гимнази
и «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий