Развивать у детей познавательную активность и любознательность
Представляем вашему вниманию на примере одного занятия в ясли-саду технологическую карту организованной учебной деятельности в группе предшкольной подготовки.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социум».
Тема: «Птицы, улетающие в теплые края и остающиеся на зимовку».
Цель: систематизировать понятия «перелетные», «зимующие» птицы.
Задачи:формировать представления о птицах, углублять знания о причинах перелета птиц в теплые края в зимнее время года. Развивать познавательную активность, любознательность. Учить составлять загадки – описания по предметным картинкам, обогащать словарь детей обобщающими словами, словами-действиями, словами -признаками; развивать умение дифференцировать звуки [с], [с’]; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; расширять кругозор детей, развивать речь и понимание; умение работать в команде. Научить детей очищать кормушку для птиц. Развивать самостоятельность, концентрацию внимания, координацию движений, аккуратность, последовательность действий. Воспитывать заботливое отношение к птицам, оказывать помощь в создании условий для питания зимующих птиц.
Оборудование и материалы: слайд, использование интерактивной доски: (изображение птиц, улетающих в теплые края и остающихся на зимовку) кормушки, различный корм для птиц, демонстрационный материал для игр, қоржын, снежинки, листочки, материалы для презентации, фишки,гнездо-поделка, скорлупа из – под киндера.
Полингвальный компонент:құстар -птицы-birds,қарға- ворона-crow,қарлығаш- ласточка-swallow, торғай-воробей-sparrow, тиым сөздер- запрещенные слова, ұяны бұзба- не ломай гнездо!
Этапы деятельности |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотивационно-побудительный |
Звучит щебетание птиц в лесу. Ледокол «Австралийский дождь». Воспитатель идет по кругу цепочкой, показывая движения. «Поднялся ветер» – трём ладошки. Дождь усиливается (хлопаем ладонями по груди). Начинается настоящий ливень (хлопаем по бедрам). А вот град – настоящая буря (топаем ногами), дождь стихает (хлопаем по груди). Редкие капли падают на землю (щёлкаем пальцами). Солнце!Ура! (руки вверх). Всем спасибо, улыбнулись друг другу. Раздать детям «снежинки» и «листочки», таким образом, разделить детей на 2 команды. (слайд №2) |
Дети входят в зал, становятся в круг, выполняет новое движение только тот ребенок, на кого смотрит воспитатель. Дети повторяют движения.
Дети здороваются с гостями. Дети рассаживаются в соответствии с выбранными карточками. |
Организационно-поисковой |
(слайд №3) Ребята, послушайте загадки: 1.На шесте -дворец Во дворе -… (слайд№4) 2.Весной на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это – … (снегири) (слайд №5) – Послушайте слова: Синица- снегирь На какой звук начинаются эти слова? В каком слове звук «с» мягкий, в каком – твердый? – Назовите птиц, в названии которых есть звук «с»: скворец, трясогузка, снегирь, соловей, сорока, ласточка. – Ребята, вы, должно быть , уже догадались, о ком пойдет речь сегодня? (о птицах) Құстар- птицы-birds. (слайд №6) – Правильно, а какое сейчас время года? – Какая осень?
(слайд №7)
– Как ведут себя птицы осенью?
-Как называют улетающих птиц?
– А тех, которые остаются зимовать? – А знаете ли вы зимующих и перелетных птиц?
Жыл құстары- перелетные птицы Қыстап қалатын құстар- зимующие птицы.
(слайд№8) Дидактическая игра на экране «Найди и назови птицу» На слайде зимующие птицы: Воробей, синица, голубь, ворона, дятел. (слайд№9) Перелетные птицы: ласточка, журавль, лебедь, утка, скворец. (слайд №10) Игра «Разрезные картинки» -Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась. Опишите птицу по плану-схеме. ( слайд №11) Схема-план описания птиц 1. Внешний вид. 2.К какой группе относится? 3. Чем питается? 4.Как поет? (слайд№12) Скороговорка: Проворонила ворона вороненка.
қарға- ворона-crow.
(слайд №13) Пословицы: Как бы птица ни летела высоко, она не должна отставать от стаи. *** Красна птица опереньем, а человек- уменьем. *** Большой птице- большое гнездо нужно. *** Без первой ласточки весна не обходится. Слово – не воробей, вылетит- не поймаешь! Молодой воробей учиться чирикать у старого. Увидел скворца- весна у крыльца. (слайд №14) Словесная игра «Чье перо». помогите разобраться, чьи это перья: – Перья утки – утиные – Перья голубя- ……голубиные – Перья лебедя – …… – Перья журавля – …… – Перья гуся – …….
(слайд№15) «Кто как летит?» Журавли улетают как? (слайд № 16) Кукушки улетают как? (слайд №17) Лебеди, утки, гуси летят как? (слайд №18)
Ласточки, скворцы и другие мелкие птицы улетают как?
(слайд № 19) Физкультминутка.
– Как вы думаете, сталкиваются ли птицы в пути с трудностями? С какими? Перелетные птицы улетают, а вот зимующие остаются, и наша задача – помочь им пережить зиму, поэтому нам надо научиться очищать кормушки для подкормки птиц и развесить их на участке. Давайте сядем поудобней и посмотрим, как нужно правильно очищать кормушку. Показывает кормушки. (слайд № 20) -А перед тем, как начать работу, давайте разомнем наши пальчики. (слайд№ 21)
Пальчиковая гимнастика: Птичка прилетела, Головкой повертела. Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула. (слайд № 22)
II-часть Практическая часть. «Очищение кормушки»- показ и демонстрация воспитателя. Инд. работа.
Птицы наши братья меньшие и мы должны их защищать, беречь и охранять. Сюрпризный момент: Показывает детям гнездо. (слайд №23) Ребята, у казахского народа есть разные поучающие запрещенные слова, а называются они «тиым сөздер». В старину говорили- «Ұяны бұзба»- не ломай гнездо! Потому что гнездо-это святое место, это жилище для птиц! Посмотрите, ребята, нам принесли посылку, а там птичье гнездо, сейчас я вам всем раздам по одному яичку, а вы загадайте самое, самое заветное желание, прошепчите скорлупе и положите в гнездо, и пусть все ваши желания исполнятся!
|
-скворец
-снегири
Ответы детей.
Повторяют слова.
Сейчас время года осень. Поздняя осень, холодная осень, унылая осень. Одни улетают на юг, другие прилетают зимовать в город из лесов. Улетающих птиц называют перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы, корма на зиму и добывать его в зимних условиях.
Дети открывают конверты, собирают разрезные картинки и называют, у кого какая птица получилась. Ребенок выходит к доске, рассказывает, описывает про загаданную птицу, а вторая команда угадывает ответ.
ответы детей
утиные; голубиные, -лебяжий, -журавлиные, – гусиные.
клином поодиночке один за другим, вереницей стаей
Рассматривают кормушку. Объясняют ее строение: кормушка открыта для того, чтобы с любой стороны можно было залетететь и вылететь с кормушки, чтобы поместилось много птиц.
Машут кистями рук. Пальцы собраны в щепоть. Выполняют повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображают, как птичка клюёт зёрна. Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машут кистями рук.
Смотрят презентацию.
|
Рефлексивно-корригирующий |
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, много узнали, проявили старание при выполнении работы. О ком мы с вами говорили?
На этом наша с вами организованная учебная деятельность подошла к концу, Давайте, попрощаемся с гостями. |
Дети рассматривают гнездо, каждый ребенок загадывает желание и по очереди складывают яичко в гнездо, прощаются с гостями, выходят под музыку и получают положительный заряд. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят:рассказывают о причинах перелета птиц в теплые края, называют перелетных и зимующих птиц.
Понимают: такое явление, как переселение некоторых птиц из парков, леса поближе к жилью человека (кочевья птиц), что причина – нехватка корма.
Применяют:соотношение изменений в природе с жизнью птиц. Ухаживают за кормушкой на участке.
Майра Хинекина, воспитатель І категории ясли-сада №30 «Жұмбақ» г.Атырау
Загрузка...