Исследование – как способ развития познавательный активности на уроках химии

Цель современного образования – это развитие тех свойств личности, которые нужны человеку и обществу для включения его в социально-ценностную деятельность. Такая цель утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, нравственной, волевой и физической сторон личности. В этой ситуации, безусловно, ведущими ресурсами личности являются новые знания и исследовательская деятельность.

В настоящее время самостоятельное приобретение знаний и собственно исследовательская деятельность рассматриваются уже не как узкоспециализированные личностные особенности, характерные для учёных и научных работников, а как характеристики личности. Поэтому образовательная практика сегодня ориентируется не только на применение исследовательского метода обучения, но и на целенаправленную организацию и развитие исследовательской деятельности обучающихся. Широкие возможности в решение этой проблемы открывает приобщение школьников к исследовательской деятельности.

Этим и обусловлено применение мною исследовательской деятельности учащихся как средства развития самостоятельной познавательной активности.

Исследовательская деятельность, с одной стороны, — это системное образование, которое вклю­чает в себя фактически все познавательные действия, а значит, предполагает соответствующие спо­собности, а с другой – имеет весьма специфические качества, связанные с исследовательской моти­вацией и продуктивностью мышления.

В своей работе я опираюсь на теорию активизации учебной деятельности школьников Т. И. Шамовой, которая подчёркивает, что во всех моментах учебного познания особое место занимает самостоятельная деятельность учащихся. От её характера, степени самостоятельности зависит прежде всего глубина, сознательность и прочность усвоения знаний.

Основой для активизации самостоятельной деятельности служит теория развития познавательного интереса Г. И. Щукиной. Только познавательная деятельность, отличающаяся самостоятельностью, способна привнести в сознание те недостающие элементы, придающие целостность научной картине мира в сознании конкретного субъекта. В учебном процессе познавательная деятельность ученика – это процесс перехода учащихся от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания.

Н.А. Половникова рассматривает познавательную самостоятельность как качество личности, выражающуюся в способности своими силами вести целенаправленную познавательную деятельность при наличии внутренних мотивов и побуждений.

При изучении одного из важнейших первоначальных понятий «Чистые вещества и смеси» (8 класс) вместо традиционного лабораторного опыта «Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы» предлагаю учащимся следующие задания:

  1. Задание базового уровня сложности

«В вашем распоряжении имеются порошки железа и серы, вода, химические стаканы, шпатели, фильтровальная бумага, магнит. Подумайте и проведите серию простейших опытов, посредством которых можно ответить на вопрос: изменятся ли свойства веществ после смешивания или нет? Предложите свой план действий, которые приведут к ответу на вопрос».

2. Задание повышенного уровня сложности

«Под покровом тёмной ночи в химическую лабораторию тайно проник преступник и смешал вещества: порошок железа, серы, угольную пыль, медные опилки. Предложите свой план разделения этой смеси и проведите серию опытов».

При выполнении заданий особое внимание обращаю на выработку умений строить логическую цепь рассуждений. В достижении этой цели большую роль играет демонстрационный эксперимент. Комментируя опыт, я показываю образец того, как размышлять вслух, как раскрывать сущность проводимого опыта.

Пример. Демонстрационный эксперимент взаимодействия железа с серой. Его включаю во фрагмент урока при изучении физических и химических явлений (8 класс), при изучении реакций соединения (8 класс), при демонстрации свойств железа и серы (9 класс). В зависимости от содержания темы урока цепь логических рассуждений будет разная.

На уроке изучения физических и химических явлений важно, чтобы школьники уяснили разницу между этими явлениями, четко знали признаки каждого явления. Поэтому до начала эксперимента задаю учащимся следующие вопросы:

– какими физическими свойствами обладает простое вещество сера? (жёлтый порошок, не растворимый в воде);

– какими физическими свойствами обладает простое вещество железо? (серый порошок, обладает металлическим блеском, намагничивается);

– какое явление произойдёт при смешивании этих двух порошков? (физическое);

– как экспериментально убедиться в том, что между веществами не произошло химического взаимодействия? (смесь можно разделить магнитом).

Все ответы учащихся я подтверждаю демонстрационным экспериментом. Учащимся предлагаю сделать вывод о сути происходящего явления. (При смешивании порошков железа и серы произошло физическое явление, так как свойства веществ не изменились, а значит, какие вещества были до явления, такие остались и после явления).

Продолжаем эксперимент. Смесь порошков железа и серы (7:4) нагреваем в пробирке над пламенем спиртовки.

Вопрос: как экспериментальным путем проверить, произошло ли химическое явление, получились ли новые вещества? (для проверки использую магнит, намагничивается ли получившееся вещество).

Разбиваю пробирку и подношу магнит, намагничивания не происходит.

Вопрос: что демонстрирует этот эксперимент? (железа в пробирке нет, получилось новое вещество, значит, произошло химическое явление).

Вопрос: По каким признакам можно судить, что произошло химическое явление? (изменился цвет вещества, стал чёрный).

Вопрос: при каких условиях протекает данная химическая реакция? (соприкосновение веществ и нагревание).

В ходе демонстраций и беседы оформляю таблицу на доске, учащиеся – в тетради:

Железо + сера

Смешивание веществ

Смешивание и нагревание

Физическое явление

Химическое явление

Признаки: нет (без изменений)

Признаки: изменение цвета

Условия: нет

Условия: соприкосновение и

нагревание

веществ

Результат: логическая цепочка рассуждений привела к актуализации понятий «химическое явление», «признаки химических реакций» и «условия течения химических реакций».

Внеклассная работа по химии направлена на развитие самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности. Программа кружка для учащихся 9 класса «Занимательная химия» включает практические работы исследовательского характера: моделирование приборов, изготовление дидактического материала, получение веществ, изучение их свойств и прогнозирование областей применения, написание сообщений, анализ состояния почвы, воды и воздуха по методикам экологического мониторинга.

Такая целенаправленная работа по активизации самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности позволяет мне:

– постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету химии и смежным с ней дисциплинам;

– совершенствовать навыки исследовательской работы моих учащихся, необходимые им для последующего образования;

– развивать творческий потенциал учащихся.

 

Динара Базарбаевна Ахмедина,
учитель химии школы-гимназии № 75 города Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий