Визуальное искусство

«Визуальное искусство» – это современный, но неточный обобщающий термин для широкой категории искусств, включающей ряд художественных дисциплин из различных подкатегорий. Его широта делает бессмысленными любые попытки дать определение, поэтому вместо того, чтобы определять или составлять какое-то разбавленное значение для него, вот список составляющих его дисциплин. 

Определения визуального искусства обычно включают следующее:

  1. Изобразительное искусство.
    Всё изобразительное искусство относится к общей категории визуальных искусств. К ним относятся такие виды деятельности, как рисованиеживописьэстамп и скульптура, а также связанные с этим занятия, такие, как графика, иллюминация рукописей, книжная иллюстрация, каллиграфия и архитектура.
  2. Современное искусство.
    Визуальное искусство также включает в себя ряд современных художественных форм, такие, как сборкаколлаж, различные смешанные техники, концептуальное искусствомонтажсобытия и исполнительское искусство, наряду с пленочными и цифровыми техниками, такими, как фотовидеоарт и анимация или любая их комбинация. В эту группу занятий также входят высокотехнологичные дисциплины, такие, как компьютерная графика и жикле-принты. Еще одно новое экологическое современное визуальное искусство – это ленд-арт, которое также включает в себя преходящие формы, такие, как ледяные или снежные скульптуры и (предположительно) граффити.
  3. Декоративное искусство и ремесла.
    Кроме того, общая категория визуальных искусств включает ряд дисциплин декоративного искусства и ремёсел, в том числе керамику и студийную керамику, мозаичное искусство, мобильные формы, гобелены, предметы из стекла (включая витражи) и другие.
  4. Другие.
    В более широких определениях визуального искусства иногда упоминаются такие области прикладного искусства, как графический дизайн, дизайн одежды и дизайн интерьера. Кроме того, новые виды боди-арта также могут подпадать под общую рубрику визуального искусства. К ним относятся: тутаировки, раскрашивание лица (аква-грим) и роспись тела.

В 21 веке визуальное искусство является самым стремительно развивающимся направлением. Мы в большей степени воспринимаем информацию визуально: новости в социальных сетях и телеграм-каналах, интернет, реклама, телевидение и прочие СМИ, упаковка продуктов.
Мы выражаем свои идеи, предпочтения, намерения с помощью разных визуальных символов: цвет одежды или стен в доме, форма и текстура аксессуаров, эмодзи в сообщениях. А также оцениваем внешний вид других людей, делая выводы по визуальным впечатлениям.

Можно с уверенностью сказать, что визуальное искусство является важнейшей формой коммуникации.

В рамках «новой зрелищности», основанной на звукозрительном типе восприятия и на «погружении» в фантазийные миры, визуальный язык становится одним из базовых каналов воздействия на аудиторию, хотя роль как самого художника, так и достижений данной сферы искусства часто является исключительно служебной. Несмотря на большое количество новых художественных практик, связанных с визуальным восприятием, возникших в истории культуры в последние десятилетия, презентативным для исследования данного феномена остается визуальная компонента кинематографа. Точкой отсчета существования цифрового изображения принято считать 1983 год, когда Е. Сютерленд в своей работе показал, как компьютер может быть использован для создания интерактивного эскиза линии – при помощи простого дисплея на базе электронно-лучевой трубки и двух добавочных устройств для управления вводом данных. Потом Тимоти Джонс перевел двухмерные технологии в трехмерные. Однако еще в 1964 году Ноултон писал о возможности компьютерной анимации. Именно в рамках киноискусства, еще до изобретения компьютерных технологий, разрабатывались и разрабатываются как теоретические основы воздействия экранного образа на зрителя, так и апробируются технические новшества (от Эйзенштейна до Гриффита, от Мейерхольда до Малевича). Визуальная компонента кинематографического языка с момента появления кинематографа как способ погружения зрителя в квазиреальность интересовала кинодеятелей и теоретиков кино. Исторически многие кинорежиссеры не только использовали достижения изобразительных искусств в своей работе, но и внимательно изучали его наследие, его законы, вырабатывали теоретические основы визуального ряда кинопроизведения. Многие идеи по развитию визуального языка, актуальные в современном кинематографе, были предложены задолго до изобретения компьютера.

Слияние искусств происходит в виртуальном или медиа-пространстве: поэзия становится основой плейкастов, музыка – фоном видеоряда, живопись материалом для роликов. Но выглядит ли это слияние так, как представляли себе идеологи «Мира искусства» или авангарда? Не превращаются ли произведения искусства в бусины, нанизываемый на нить ювелиром-любителем? И не являются ли недостатки искусств, имеющих один «чувственный канал» связи с реципиентом, скрытыми достоинствами? Ведь молчание живописи оставляет место для внутренней напряженной – вопрошающей и ответствующей – речи зрителя, а «без-образность» музыки и литературы инициирует усилия воображения. Все эти вопросы требуют отдельного рассмотрения. Пока можно сказать лишь одно: проблема типологии видов искусства еще не утратила своей актуальности.

Айнур Жакина, учитель художественного труда школы – гимназии №75, г.Нур-Султан

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий