Выбор для успешной жизни

Третий сезон в Атырауской области реализуется уникальный проект по ранней профориентации школьников, который помогает старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии. Проект уникальный и лучший в стране.

Разработчик и непосредственный исполнитель проекта «Профориентация – выбирай и управляй будущим» – общественный фонд личностного роста «Integrity». Партнером этого НПО с 2021 года выступает ТОО «Тенгизшевройл», которое поддержало инициативу общественников в рамках своей программы социальных инвестиций.

А в конце прошлого года проект завоевал «золото» в II Национальном конкурсе «Qazaqstan project management awards – 2021», организованном Центром развития проектного менеджмента в государственном управлении Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан. К слову, фонд «Integrity» одержал победу не просто среди всех заявленных НПО, но еще и в специальной номинации UNICEF Kazakhstan «Лучший дружественный к ребенку проект».

Обучаться мягким навыкам и болеть ветрянкой легче в детстве – многие слышали эту фразу, и именно так можно объяснить идею проекта. Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков. Конечно, получить эти 85% можно и во взрослой жизни, но это будет сложнее, дороже и, может быть, успеют не все.

Современный мир меняется стремительно, и старые инструменты погони за успешностью просто не работают. Безусловно, образование, как один из ключевых таких инструментов, своих позиций не сдает, но тоже трансформируется. Да, остаются те отрасли, которые подвержены меньшим изменениям, например, медицина без классического университетского образования врача не может быть. Но вот, например, в массе инженерных профессий диплом вуза дает все меньше преимуществ на производстве, пусть даже и высокотехнологичном. Возникает масса новых профессий, где не может быть специалистов с университетскими дипломами просто потому, что этими новорожденными профессиями еще не владеет ни один преподаватель.

Так что сегодня становится все более очевидным, что молодому поколению придется много экспериментировать и думать самому. Навык думать и экспериментировать приходит на смену умению следовать чужим советам.

– Есть два вида разочарований, связанных с карьерой. Первое – ты выбрал дело не по душе и не по способностям. Второе– ты выбрал профессию, которая не нужна рынку. Так вот наш проект ранней профориентации помогает с тем, чтобы современная молодежь избежала этих разочарований. Могу даже сказать, что «Integrity» стоит первым в цепочке между будущими работниками и работодателями, – говорит руководитель фонда, сертифицированный коуч Нургуль Курманова. – Мы помогаем разобраться в своих возможностях, предпочтениях, проработать свои слабые стороны и усилить сильные.

Разработчики сформулировали для проекта очень значимую и максимально практичную миссию – выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка для формирования навыков самостоятельной жизни. Исходя из этого, подобрали наиболее подходящую цель – обучить гибким навыкам 200 школьников из города Атырау в возрасте от 15 до 18 лет и в сопровождении профориентологов помочь определить их способности, которые школьники будут применять в будущей профессии. А тремя ключевыми составляющими были обучение, нетворкинг и сильная стратегия.

Стоит добавить, что число участников в 200 человек было лишь в первом потоке, который из-за пандемии проходил онлайн. Второй и третий сезоны позволили не только увеличить охват старшеклассников до 800, но и расширить географию – к проекту подключились ученики из сельских районов. К тому же снятие ограничений и переход в офлайн открыли новые возможности, например, для посещения вузов, предприятий, мастер-классов и других интересных встреч.

Современные профориентологи отмечают: чаще всего молодежь, ученики 7-11 классов имеют лишь смутные представления о своих желаниях и способностях, видят фрагментарную информацию о доступных специальностях и карьерных перспективах. Плюс в большинстве своем они не владеют инструментарием, необходимым для правильного выбора и получения профессии.

Проект создан как раз для того, чтобы это изменить: пройдя все этапы обучения, молодой человек или девушка, сможет сделать осознанный выбор своего профессионального будущего и осуществить все шаги для успешного достижения своей цели.

– Дети не могут делать выбор не потому, что они не хотят этого, а потому, что у них нет нужного опыта. Они не знают, какие профессии сейчас существуют, где этому можно учиться, где это будет востребовано, –продолжает Нургуль Курманова. – И в целом выявление способностей и талантов детей сильно зависит от того, где и какой опыт у них создан. Согласитесь, вероятность успеха во многом зависит от того, как влияли на человека родители, школа, общество. Зачем нужно водить детей в разные кружки? Чтобы создать разный опыт у детей. Это хорошо, когда сразу нашли то, что по душе и в чем есть талант, но так бывает не у всех, и потому «метания» от лепки к пению – это не всегда плохо. Участие во внутришкольной жизни: олимпиады, мероприятия, проекты, робототехника, дебаты – это все в дальнейшем даст ребенку понимание, что ему нравится и что у него получается. Должен быть комплекс понимания: могу – хочу – нравится. «Могу» – этому учат, «нравится» – создается из опыта, «хочу» – внутренняя потребность человека. Мы в проекте как раз создаем этот комплекс, для чего сделали ставку на такие навыки, как умение делать выбор, эмоциональная компетентность, техники эффективного и быстрого обучения.

Проект «Профориентация – выбирай и управляй будущим» структурно разделен на четыре этапа, и на каждом из них идет сопровождение ребенка профессиональным ментором, а родители получают общую обратную связь от экспертов.

Цель первого этапа – прояснение и отработка выбора направления развития, понимание своих сильных сторон. На этом этапе школьник в присутствии родителей проходит тестирование и получает консультацию профориентолога. При работе с ментором на данном этапе школьник составляет индивидуальный план развития.

Непосредственно к обучению гибким навыкам участники переходят на втором этапе проекта, когда погружаются в три программы курса: профессиональной ориентации школьников «Выбирай и управляй будущим» (лидерство, планирование, коммуникация, работа в команде), «Эмоциональный интеллект» (развитие эмоционального ресурса в достижении целей), «Эффективное обучение» (навыки поиска и усвоения информации, скорочтения, тайм-менеджмента).

На третьем этапе проходят встречи с представителями разных профессий и лекции от них для ознакомления школьников с реальными историями успеха людей из разных профессий. Ребята посещают университеты, знакомятся с преподавателями, узнают о специальностях казахстанских вузов.

– Отмечу, что наш проект нисколько не дублирует функции государственных образовательных структур. Даже наоборот, дополняет их и восполняет те пробелы, которые в силу объективных причин возникли в государственной образовательной системе. К примеру, мы создаем возможность посетить разные развивающие центры и встретиться с тренерами, побывать в организациях и на производстве. Посещение мастер-классов – по флористике, гончарному делу, йоге, приготовлению блюда, да чему угодно – тоже относится к способам создания интереса и опыта. И задача проекта еще и в том, чтобы создать такой опыт, который не создает привычная школа, – поясняет Нургуль. – Еще один вектор – работа в группах. Когда участники работают вместе, презентуют что-то, обсуждают, обрабатывают большой объем информации для поиска данных, создают презентации – это опять-таки опыт для формирования лидерских качеств, командной работы. И дети, я заметила, гораздо лучше распределяют роли в команде, чем взрослые: у школьников быстрее проходит этап формирования команды.

И, наконец, цель финального этапа – анализ и оценка результатов обучения. На трехсторонней встрече школьник-родитель-ментор участники получают консультацию по дальнейшему развитию и совместно вырабатывают идеи для применения полученных навыков в жизни.

Итоги лишь первого потока можно описать такими цифрами: 400 глубинных интервью, 50 менторов, 200 школьников, 132 тренинговых часа, 25 гостевых встреч, 200 консультаций по профессиям, 70 школьников определились с профессиями. И чтобы результат был на уровне, представители фонда «Integrity» постоянно работают над обновлением программы, пересмотрели некоторые моменты взаимодействия менторов с детьми. Сейчас менторы на начальном этапе презентуют свой подход, рассказывают о себе, чтобы дети могли выбрать наиболее заинтересовавший их формат.

Ну а в заключение предлагаем отзыв участницы второго потока проекта «Профориентация – выбирай и управляй будущим», выпускницы школы-лицея №38 Адемы Абильдаевой.

– Перед началом проекта мы проходили тест, чтобы лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны. Наши тренеры помогли каждому ученику составить индивидуальный план развития, проводили много интересных, полезных тренингов: как сдавать IELTS, TOEFL, SAT, как выбрать университет, какие есть возможности обучения за рубежом. Мне очень понравились тренинги по эмоциональному интеллекту, а метод «90 секунд», о котором нам рассказала ментор Нурдана, я уже использую почти каждый день. Для себя я выделила приложения и лайфхаки для эффективной подготовки к ЕНТ. Благодаря этому проекту я стала более уверенной в себе и в выборе своей профессии, – отметила Адема.

Как видите, проект создает детям базу, чтобы они были более мотивированными, вовлеченными в учебный процесс, а затем приходили на работу, зная, почему они ее выбрали. На этом будет основан успех их карьеры.

Екатерина БЕСКОРСАЯ
https://www.instagram.com/integrity.kz/

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий