Менторство – новый дизайн коммуникации в современной школе

Уникальный для всей системы среднего образования Казахстана проект «Mentor School-2025» реализован в школе-гимназии села Алмалыбак Алматинской области.

Коллектив этого учебного заведения комплексно внедрил менторинг в свою работу по нескольким уровням. И суть проекта в том, чтобы трансформировать атмосферу в школе, провести ре-дизайн компетенций учителя, чтобы создавать новые смыслы и ценности в современном учебном заведении. Ну не может школа в 20-х годах XXI века быть такой же, как 20-30 лет назад, не говоря уже о временном расстоянии в 50 лет. Изменилось все вокруг – технологии, профессии, отношение людей к жизни, критерии успеха.

– Во время пандемии все мы – учителя, ученики, родители – остались в полной изоляции. С возникшими проблемами справлялись в одиночку, и это, естественно, вызвало затруднения и потребность во взаимном сотрудничестве нового уровня. Это и стало ключевой предпосылкой внедрения проекта «Mentor School-2025», – рассказывает директор школы-гимназии Алмалыбак Сауле Махамбетова.

– Сопровождала наш проект сертифицированный бизнес-тренер и коуч РСС ICF, преподаватель MBA в Высшей школе бизнеса AlmaU, руководитель центра развития управленческих и командных компетенций «Жахан менеджмент и технологии» Нургуль Курманова, что позволило выстроить структуру нашей работы максимально профессионально, с учетом мирового опыта и лучших наработок в сфере коучинга и менторинга. Также мы сотрудничали с частной школой Алматы New Generation School, московской школой №1883, Донским государственным техническим университетом Ростова-на-Дону, сообществом «Glodal LA» , международной школой Haileybury Almaty.

Менторинг – это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Именно в ответе на вызов кроется ключевое отличие менторинга от привычного многим наставничества. И это особенно актуально сейчас, в пандемийное и постпандемийное время.

Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible – хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. BANI мир – в нем человечество живет последние пару тройку лет. И до этого-то было непросто, а сейчас количество вызовов увеличилось многократно. Эту классификацию отрезков современной цивилизации предложил футуролог Джамаис Кашио.

До массового распространения вычислительной техники и интернета люди жили в SPOD мире – устойчивом, предсказуемом, простом и определенном. И для успеха человека были невероятно важны хард скилс – профессиональные навыки. С конца 80-х годов прошлого столетия правила эпоха VUKA мира. Эту аббревиатуру составляют слова, которые нас давно не пугают: изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность. Ну а в параллели образования и карьеры на первое место вышли гибкие навыки. Без них невозможно было развиваться.

И вот коронакризис запустил эпоху BANI-мира. К гибким навыкам добавилась необходимость метакомпетенций. И как раз система менторинга позволяет формировать эти метакомптенции, главная из которых – лидерство и умение воспитывать лидерство в других.

Джамаис Кашио  не только охарактеризовал BANI-мир, обозначив его ключевые вызовы. Он же расписал и рецепт «противоядия». Хрупкость можно преодолеть развитием устойчивости; ослабить тревогу и беспокойство по поводу будущего помогут сопереживание «в моменте» и внимательность к настоящему; для преодоления нелинейности потребуется гибкость; непостижимость обостряет потребность в прозрачности и интуитивном схватывании.

По системе противоядия вызовам BANI-мира в одном конкретном коллективе и действует проект «Mentor School-2025». Он включает в себя четыре подпроекта, построенных на векторах взаимодействия в тандемах или группах «учитель-учитель», «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель». Например, в первом подпроекте были такие направления: опытный педагог выступает ментором для менти в лице молодого учителя, опытный классный руководитель – для начинающего, опытный предметник – для неопытного.

Менторство в среде детей делилось по трем секторам: успевающий ученик – неуспевающий ученик, лидер и пассивный ребенок, равный – равному.

Работу по подпроекту «учитель – ученик» строили еще по четырем направлениям: педагог и высокомотивированный ученик, педагог и ученик с особыми образовательными потребностями, учитель и ученик из группы риска, учитель и пассивный ученик.

А подпроект «учитель-родитель» затрагивал индивидуальное и коллективное менторство.

– Нашей целью было полное, максимальное раскрытие потенциала личности менти, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, – продолжает Сауле Махамбетова. – И чтобы достичь этой цели, нужно было создать условия для формирования эффективной системы поддержки самоопределения всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов нашей школы. Начинали с диагностики, с различных замеров, были сформированы базы менти и менторов, далее проводился отбор и обучение менторов. Составляли планы развития, проводили семинары, тренинги, встречи, фасилитационные сессии, в целом меняли форматы взаимодействия, уходя от учителя указывающего к учителю ментору. В случае с нашим проектом речь идет о новых подходах через менторинг к построению новой школы, новой – адекватной времени, объективной – системы образования.

В школе отмечают, что не было какого-то единого стандарта действий, каждый раз искали самый работающий вариант. Например, индивидуальный менторинг был очень эффективен в работе тандемов «ученик-ученик», где дети объединились по интересам, в тех группах, где требовалось улучшение по психологическим аспектам. Коллективный менторинг успешно применялся в работе с родителями, а также на этапе создания исследовательских команд между молодыми и опытными учителями.

– Менторинг вне зависимости от сферы применения, – одна из компетенций лидеров, которые умеют интегрировать в себе разные стили и подходы и обладают новым уровнем мета-мышления, – рассказывает куратор проекта Нургуль Курманова. – Существуют мировые исследования, доказывающие, что  внедрение менторинга в деятельность компании, организации, коллектива, команды увеличивает результат деятельности на 30%. Зачем в целом нужен менторинг в системе образования? Если хотите, чтобы решать проблемы поколений. Разности поколений. Школа ведь всегда была эпицентром этого противостояния. Вот простой пример: сейчас многие выпускники вузов, которые приходят на работу по найму (куда бы то ни было, главное – в устоявшуюся компанию или организацию), не задерживаются долго на одном месте. Не ленятся, нет, просто попадают не в свою среду. Они не любят иерархию, структурность, внутренние политики, процедуры. Они любят партнерство, свободу, самовыражение. Таков взгляд на мир новых поколений. И не получая этого, например, в классических школах, молодежь уходит. А школьники, чьи поколенческие ценности тоже разительно отличаются от ценностей педколлектива, уйти не могут – им нужно учиться. Ну, сменят школу, что вряд ли изменит суть проблемы. Значит, самой системе образования пора менять школу – изнутри. И вот в рамках проекта «Mentor School-2025» это и сделали на примере одной школы в поселке с красивым названием Алмалыбак.

В перечень критериев успеха проекта включили самые разные показатели, которые периодически измеряли с помощью современных методик. Например, было зафиксировано улучшение психологического климата по методике оценки психологической атмосферы в коллективе. Проводилось и измерение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанной с развитием гибких навыков и мета-компетенций.

Благодаря менторингу удалось увеличить долю учащихся, участвующих в программах развития талантливых детей, с 41 до 59%.

Очень важный критерий успеха (важный для всей казахстанской школы) – это снижение конфликтности. За первый год реализации проекта число конфликтных случаев удалось сократить с 17 до 9. И способствовал этому один из новых элементов – школьная служба примирения.

Для формирования всего комплекса школьной медиации создали объединение педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов. Целью было превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех сторон. Школьная служба примирения – это и открытость работы организации, и обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов, и работа над снижением асоциального поведения детей. В рамках этого подпроекта медиации сначала обучили старшеклассников, которые сами стали менторами и работали уже с учениками 5-8 классов. Кроме того, тренинги по разрешению конфликтов проводили с учителями и родителями.

– Мы рассматриваем менторство как инвестицию в долгосрочное развитие всех участников проекта, – подчеркивает директор школы-гимназии Алмалыбак. –  В выигрыше остаются все. Для менти – это возможность изучить и опробовать новые идеи, поддержка в поиске решений, развитие потенциала. Для ментора – наращивание опыта в наставничестве и коучинге, улучшение навыков получения обратной связи, возможность повысить уровень экспертности и понимания проблем. Для нашего учреждения в целом –  это возможность построить репутацию, определить потребности в обучении, чтобы соответствовать современным стандартам, обеспечить глубокое понимание сильных и слабых сторон для развития преподавательского состава.

В завершение первого этапа проекта организаторы провели большой семинар с участием сотрудников сельских школ всей Алматинской области, потому что они готовы и хотят делиться своими результатами. По сути «Mentor School-2025» – это готовый образовательный продукт на основе казахстанских реалий, в условиях сельской школы, со свежим опытом и крепкой теорией, закрепленными на практике. Остается брать и применять в других школах и коллективах страны.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий