Цифровизация в образовании

23 и 24 ноября в Алматы прошла крупнейшая международная конференция о новых технологиях в образовании EdCrunch Reload-2022. Масштабное событие объединило более 20 000+ человек, которые посетили мероприятие лично и в формате онлайн.

Конференция стартовала с приветственной речи акима города Алматы Ерболата Досаева.

– Я очень рад, что в ближайшие два дня Алматы станет глобальной площадкой для обсуждения новых тенденций и подходов в образовании. Акимат Алматы поддерживает и готов поддерживать форум EdCrunch с целью превращения Алматы в глобальную дискуссионную площадку по обсуждению вопросов развития человеческого капитала и подготовки кадров для экономики знаний на регулярной основе, – сказал аким Алматы во время приветственной речи.

Также во время церемонии открытия выступил министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек. По его словам, прямо сейчас перед Казахстаном открывается уникальное окно возможностей.

«Мы видим быстрый демографический рост не только в нашей стране, не только в Центральной Азии, но и в целом в нашем макрорегионе. И на эту демографическую волну накладывается вторая волна – миграционная. Мы видим очень большие изменения в мире академической мобильности. Вы знаете, исторически большое количество студентов из Индии, Пакистана, Бангладеша, наших стран учились в России, Украине, Белоруссии. Сейчас огромное количество студентов ищут новые возможности для продолжения учебы, исследований, академической карьеры. И это дает уникальную возможность для нашей страны – создание нового хаба академической мобильности прямо здесь, в Центральной Азии, здесь, в нашей стране».

350 экспертов из 25 стран поделились знаниями о нейробиологии и технологиях, чтобы участники научились трансформировать обучение, устранять формальные подходы, повышать вовлеченность в обучение.

– Сегодня отрасль образования стоит перед большим вызовом цифровизации. Новые технологии меняют многие отрасли, и относительно недавно этот тренд дошел и до индустрии образования, которая по-прежнему остается консервативной. Но методы преподавания уже не могут оставаться такими, как раньше. Через эту конференцию мы хотим продвигать новые цифровые технологии в педагогике. EdCrunch – это демонстрация лучших кейсов, педагогических методик, практик для того, чтобы образовательная система Казахстана, наши учителя, внедряли их на практике в школах, детских садах, университетах, – говорит основатель конференции EdCrunch Нурлан Киясов.

Важность конференции отметил соорганизатор конференции Серик Толукпаев, основатель холдинга AITAS и Фонда устойчивого развития образования.

– EdCrunch – это международная конференция, которая практически не имеет себе равных. По моему мнению, в мире аналогичных площадок, где можно почитать, послушать и поговорить обо всех аспектах образования, немного. Тут вы можете и познакомиться с точкой зрения бизнеса, и узнать что-то новое в плане контента для образования, и посмотреть на новые технологии, а также поговорить с экспертами и представителями различных организаций. Очень важно, что EdCrunch является международной площадкой, базирующейся в Казахстане. Я думаю, что это большое счастье и большие возможности для нашей страны, – подчеркнул Серик Толукпаев.

Симбиоз технологий и науки – это главный глобальный тренд системы образования сегодня. В конференции приняли участие такие звезды образовательного сообщества, как основатель инновационного университета Minerva Бен Нельсон, вице-президент по обучению и инновациям General Assembly Дэвид Поркаро, профессор генетики поведения Королевского колледжа Лондона Роберт Пломин, основатель первой в мире студии нейродизайна Lab of Misfits Бо Лотто и многие другие всемирно известные профессионалы из сферы образования.

– Я не знаю казахстанскую систему образования, но, похоже, старшему поколению тяжело адаптироваться к изменениям, нужно больше свободы, открытости и желания развиваться. Сегодня все мы должны воспитывать новое поколение детей, более адаптивных и стрессоустойчивых, что приведет их к большим достижениям в будущем, – считает основатель студии нейродизайна Lab of Misfits Бо Лотто.

Кроме того, хэдлайнер конференции Бо Лотто в рамках своего keynote-выступления на главной сцене EdCrunch Stage рассказал, почему восприятие имеет значение.

– Мы не видим реальность такой, какая она есть на самом деле. Более того, изменив особенности восприятия, можно с легкостью развить творческий потенциал. Неопределенность – ключевая проблема, с которой сталкиваются как индивиды, так и организации. Великие умы, лидеры и педагоги добиваются успеха, когда они способны преуспевать в том, что мы ненавидим в процессе эволюции больше всего – в незнании. Представив культуру адаптивности, основанную на интеллектуальном восприятии, только осознание того, как именно вы относитесь к тому, что делаете, дает вам и вашим командам возможность видеть по-другому, – поделился полезным инсайтом профессор.

Второй день конференции EdCrunch Reload-2022 открывал всемирно известный учитель-­нейробиолог, лектор Гарварда, Мельбурнской высшей школы образования и Мельбурнского университета Джаред Куни Хорват. В рамках своего выступления профессор рассказал, как выстраивать методику обучения и самообучения для гарантированного освоения информации и навыков. А также объяснил, что именно происходит с мозгом, когда человек получает знания, и как понимание механизмов работы мозга может помочь нам успешнее развиваться. Оказалось, что:

– у нас несколько мозгов, а не один;

– мозг потребляет 25% энергии даже в состоянии покоя;

– мозг предсказывает будущее на полторы-две секунды;

– мы не можем требовать от детей, чтобы они активно работали 6 часов в день, это просто невозможно;

– нужно чередовать у учеников режим активной работы и режим предсказания;

– ошибка включает активный режим работы мозга, т.е ошибка – это инструмент для обучения.

Далее в формате keynote выступил ведущий эксперт по проведению переговоров из Израиля Моти Кристал. Кристал является учредителем NEST Group и главным исполнительным директором NEST Consulting. По итогам блистательной карьеры одного из ведущих экспертов Израиля по проведению переговоров г-н Кристал учредил компанию NEST, чтобы привнести свой уникальный системный подход в мир переговоров и предложить свой опыт и успех компаниям частного и государственного секторов экономики.

В своем выступлении он рассказал о проверенных методах, которые применяются при ведении переговоров и опираются на понимание человеческой психики и эмоций, способны превратить учеников в союзников, а также озвучил три ошибки, которые мешают договориться.

  1. Мы никогда не способны видеть все детали. Наш мозг все время оптимизирует свою работу. Он отфильтровывает ненужное и фокусируется на нужном.
  2. Два человека смотрят на одну и ту же картину, но с разных сторон. Поэтому видят разное.
  3. Мы очень часто реагируем на позиции вместо того, чтобы учитывать ситуацию.

Чтобы разобраться в конфликте, нужно ответить на вопрос «почему» для всех участников конфликта. Когда вы находитесь в конфликте, нужно замечать свои эмоции и управлять ими. Не просите людей успокоиться, а лучше сделайте паузу.

Еще одна яркая тема в рамках EdCrunch Stage – «Критическое мышление как суперсила». Ведущая Тутта Ларсен вместе с заведующим лабораторией проектирования содержания образования НИУ ВШЭ Тарасом Пащенко, старшим научным сотрудником Brainify.ai Ильей Захаровым и научным сотрудником лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС Никитой Логиновым обсудили, в каких ситуациях необходимо применять критическое мышление и как помочь детям его сформировать.

– Критическое мышление – это сложная штука. Это навыки, определенные установки, ценности. Исследования культовых психологов, например, Жана Пиаже, показывают, что некоторые мыслительные операции недоступны людям до определенного возраста. Но это не значит, что мы не можем с детства начинать развивать какие-то ценности. Как разговаривать с детьми – директивно или объяснять, почему нужно сделать именно так. Мне кажется, это суперважная история для формирования критического мышления. То есть, если у ребенка формируется образ взрослого человека, не просто раздающего указания, а объясняющего, почему нужно поступить тем или иным образом, то ребенок эту модель усваивает и потом ее воспроизводит, – отметил Тарас Пащенко.

«Ни с точки зрения генетики, ни нейронауки, я не знаю ограничений, которые бы говорили, что вот в таком-то возрасте нельзя заниматься развитием критического мышления. Как это делать эффективнее, вопрос, который требует большого количества исследований. Но наука не накладывает никаких ограничений, а скорее говорит о том, что развитие головного мозга не ограничено ни в каком возрасте», – подытожил Пащенко.

Тема возможностей цифровых методик в образовании стала главной на основной сцене конференции и во всех пяти треках, где параллельно в десяти залах проходили оживленные дискуссии, лекции, мастер-классы, менторские встречи, иммерсивные постановки и многое другие.

Авторы прорывных методик и бестселлеров детской педагогики рассказывали о том, как бережно развивать интеллект дошкольников благодаря новым подходам, методикам и технологиям на треке «Раннее детство».

– Я считаю, что гаджеты – это позитивное явление. Как и все технологии. Не забывайте о том, что сейчас можно учиться онлайн в любом университете. Можно общаться с родственниками на расстоянии. Мне кажется, то, что мы можем сделать – это сделать шаг и адаптироваться к этому миру и понимать, чем дети занимаются онлайн, – отметила Екатерина Никитюк, эксперт по детской онлайн-безопасности и цифровому здоровью, Digital Wellness Institute, рассуждая на тему Digital Parenting.

Основатель мобильной платформы для обучения и воспитания детей Raising Superstars Рагав Хаматсинка, говоря о гранях дошкольного образования в цифровом мире, отметил:

«Кто лучше всего может поощрять ребенка? Кто его понимает? Кто больше всего хочет добиваться успешности с детства? Это родитель. Родитель является самым лучшим тренером для ребенка в мире. Я пришел к этой мысли через свое желание помочь собственному ребенку. Нужно было понять, к чему у моего сына талант? Так я наткнулся на теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера. На основе нее мы создали собственную систему, которую интегрировали в специальное приложение. В ней пять компонентов – это атлетичность, интеллект, креативность, интуиция и благополучие. Как работает эта система? Родители используют приложение на телефоне и выполняют список задач, через которые развивается ребенок. Ребенок не будет сидеть за экраном, за экраном будете сидеть вы».

Миссией Raising Superstars является предоставление возможности новому поколению детей полностью реализовать свой потенциал посредством обучения и развития в раннем детстве. С момента запуска в конце 2020 года компания обслужила более полумиллиона родителей и их детей в возрасте от 0 до 3 лет в более чем 150 странах. Рагав – отец 4,5-летнего ребенка, выпускник Стэнфордского университета, увлеченный образованием, путешествиями и предпринимательством.

Эксперты и посетители конференции рассмотрели тему адаптации к цифровой трансформации на треке «Школьное образование» вместе с ведущими учителями-практиками, директорами инновационных школ, нейрофизиологами, инноваторами Apple, Google, Microsoft.

Одну из ключевых тем школьного трека обсудили в панельной дискуссии «Обреченные на успех: влияние школы на жизненные успехи». Основатель холдинга AITAS и Фонда устойчивого развития образования Серик Толукпаев, президент благотворительного фонда «Саби» Асель Тасмагамбетова вместе с председателем совета директоров Kusto Group, основателем инновационной частной школы High Tech Academy Еркином Татишевым и академиком международной академии образования Исаком Фруминым обсудили, как школа определяет нашу взрослую жизнь.

– Есть очень хорошее выражение: «Словом можно убить, и словом можно воскресить». Когда я училась в школе, то мечтала стать нейрохирургом. При этом я не была совсем сильна в химии. Помню, при разговоре с моей мамой учительница по химии сказала ей: «К сожалению, у вашей дочери нет способностей к этому предмету». Для меня тогда это прозвучало как приговор. Мы видим, как словом «можно убить». Однако в университете другой преподаватель по химии вселил в меня утраченную надежду, отметив, что у меня непременно все получится. Это наглядный пример, как словом «можно воскресить».

В настоящее время, будучи основательницей собственной школы, во главу учебного процесса я ставлю веру в ученика: каждый ребенок индивидуален, мы не должны обрезать им крылья. Наоборот, школа должна быть проводником в мир знаний, развивая в детях интерес к образовательному процессу, – считает Асель Тасмагамбетова.

Еркин Татишев, в свою очередь, подчеркнул:

– Каждый ребенок, безусловно, рождается с особенным, определенным набором навыков. Но, когда мы говорим об образовании, здесь важно учитывать его личностный рост. И не относиться ко всем детям с той позиции, что все должны быть одного роста, одного уровня знаний и т.д. Каждый ребенок должен расти в соответствии со своей природой и при этом получать доступ к разнообразному опыту, к хорошим навыкам. Помимо важности обсуждения технологий в образовании, также немаловажно говорить и об особенностях каждого ребенка, и о возможностях для детей найти свою дорогу в жизни. Само образование бесполезно, если ты не нашел свой путь, не стал личностью, которой бы ты хотел стать. Мир очень сложный и разнообразный, и мы должны, если мы хотим решать сложные задачи сегодняшнего мира, подходить к их решению разными способами, с самыми разными мышлениями, видениями и знаниями. Все вопросы, политические, технологические, экономические, так или иначе решают люди. Разные люди в командах. Умеющие работать вместе, во имя одной цели, собранные, с разными умениями и навыками. Мы очень разные, и все учителя должны ценить каждого ребенка за его особенности, его различия и не оценивать по одному тесту, по одной системе оценок всех в классе. Не заставлять их конкурировать друг с другом, а наоборот, создавать условия для работы вместе. Я считаю, что именно этот путь поможет решить множество вопросов. Не осталось простых вопросов в обществе – ни в Казахстане, ни в мире. Поэтому нам нужны дети, умеющие решать сложные вопросы и задачи, – отметил основатель инновационной частной школы High Tech Academy.

Несомненно, важной стала и тема будущего оценивания школьных достижений и тренды PIRLS, TIMSS, PISA, ICT. Академик международной академии образования Исак Фрумин вместе с академическим директором BrainPOP Игалом Розеном, президентом национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина Мадиной Тыныбаевой и директором по образованию и навыкам ОЭСР и главой PISA Андреасом Шляйхером обсудили, над чем сегодня работает международная наука об оценивании и как расставляет приоритеты, чего ждать от оценки учебных достижений в будущем и как подготовить образовательные системы, школы и самих школьников. В 2015 году PISA хотела добавить в систему оценки такой показатель, как совместное решение задач, однако это вызвало противоречие в системе образования, нацеленной на индивидуальную оценку.

В ходе дискуссии Мадина Тыныбаева отметила: «Вы отметили всю ту боль, когда мы видим, что развитие системы оценивания происходит быстрее, чем развитие содержания… Результаты данных исследований (имеется в виду PISA) позволяют нам проводить существенные реформы, это то же обновление содержания образования, которое произошло в 2016 году, во многом было информировано результатами наших детей в данных исследованиях. И еще один момент – это то, что наш опыт участия в международных сопоставительных исследованиях очень сильно повлиял на то, как мы воспринимаем оценивание внутри Казахстана. Произошла большая эволюция понимания… И такой кардинальный сдвиг произошел, когда результаты исследования используются не для принятия решений о том, может работать дальше школа или нет, а для использования этих данных для того, чтобы помочь школам улучшить свою работу. Вот это очень важно, к чему мы пришли за время участия в международных сопоставительных экзаменах. Например, в этом году мы увидели темы, которые «западают» в четвертом классе и которые «западают» в девятом классе. При этом мы увидели, что есть взаимосвязь между ними. Мотивация наших детей и в четвертом, и в девятом классе является решающим фактором. Это говорит нам о том, что с детьми нужно больше говорить, детей нужно больше мотивировать и вовлекать в учебный процесс».

На треке «Высшее образование» всемирно известные эксперты говорят о возможностях искусственного интеллекта на кампусах вузов, об адаптивных технологиях, внедрении индивидуального обучения.

В рамках трека «Корпоративное обучение» обсуждаются возможности Big Data, экспериментального и иммерсивного обучения для сотрудников. А на треке EdTech участники встречаются с инноваторами образования и говорят с создателями успешных стартапов.

Дарья Кудрявцева, директор по продукту SkillFactory, в рамках панельной дискуссии «Как измерять качество образования: мировые практики по улучшению продуктов», отметила:

«Первый элемент качественного образования – это гигиенические требования про актуальность знаний. Мы, конечно же, должны предоставить возможность нашим учащимся стать такими актуальными кандидатами на рынке труда. Как это сделать? Собрать требования рынка. Нужно проверять, актуализировать профайл кандидата, кого ищут компании. И второе – это выстраивание долгосрочных отношений с бизнесами: с маленькими, крупными, понимание их потребностей. Что нужно компаниям? Им нужно, чтобы кандидаты, которые приходят, адаптировались как можно скорее. Чтобы они задавали много вопросов, чтобы они приходили уже с пониманием, чем занимается компания. И этого всего не хватает. Чаще всего они приходят с набором скиллов и ожиданием, что этого будет достаточно».

В дни конференции для участников была открыта сцена для презентаций стартапов EdTech Cases и интерактивная выставка EdCrunch Expo, в рамках которой можно было познакомиться с новыми EdTech-продуктами и их создателями, провести встречи, найти поставщиков и партнеров. А для участников с категорией билетов «очно» и VIP была доступна менторская программа, где спикеры делились конкретными тактическими советами и отвечали на актуальные вопросы.

Организаторы EdCrunch Reload: акимат города Алматы, холдинг AITAS, инициатива ERG mektepke, институт развития современного образования EdCrunch Academy и образовательная платформа Amansultan. Официальные партнеры: национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», благотворительный фонд «Саби», благотворительный фонд «Дара», Назарбаев Интеллектуальные школы, Коктобе и национальный казахский ресторан Abay.

Партнеры: Фонд устойчивого развития сельских территорий, Фонд устойчивого развития образования, университеты КБТУ, МУИТ, Astana IT University, Международные школы «Мирас» и ясли-сад «Мирас», Jas Ventures Almaty, вода A’SU, соки и нектары Gracio, платформа Sabaq.online.

Конференция EdCrunch Reload-2022 проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.

Пресс-служба EdCrunch Reload

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий