Золотой стандарт общества
Недавно в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога». Предполагается, что с уже вступившим законом статус педагога всех организаций образования поднимется. Так ли это на самом деле?
Закон действительно способен защитить учителей от произвола властей, от выполнения несвойственных видов деятельности, от оскорблений и угроз, от излишней зарегулированности и отчетности. Но сам статус в подлинном смысле этого слова может поднять самому себе только педагог.
Закон обеспечивает правовой статус: чётко показывает права и обязанности педагогов, регулирует отношение других лиц и сторон к учителю. Это важно и нужно. Но само учительство стремится к другому – к престижу, связанному с должностью.
Раньше он был высок. Почему? Можно приводить множество аргументов: общество было добрее, дети воспитаннее, ценности другие. Это бесспорно. Но общество всегда расчетливо, рационально, прагматично, утилитарно. То есть просто так уважать и подчеркивать престиж твоей профессии не будет. Оно уважает тех, от кого прямо или косвенно, явно или незримо зависимо.
В недавние исторические формации учитель был тем человеком, который умеет читать, писать, считать. Этого было достаточно для того, чтобы люди зависели от его знаний, умений и навыков. В эпоху массовой безграмотности учитель писал письма на фронт и читал полученные. Педагог писал от имени обратившихся обращения и заявления, расписывался в документах. Когда не у всех было радио и телевидение, он транслировал содержание интересных книг, документов. Потребность не только учеников, но и всего общества в его услугах была высока.
Потом все научились сами читать, писать и считать. Но и тогда статус учителя не снижался. Многим было не под силу поступить в вузы. Любой человек, закончивший его, становился носителем научно обоснованных знаний, обладателем новых стилей социализации и коммуникаций. Он был привит новыми ценностями. Книги не всем были понятны и доступны, в библиотеки ходили, но не все. Для многих семей основным источником новых знаний и культуры, норм поведения в обществе по-прежнему выступал учитель. Хорошее обучение в школе обеспечивало поступление в вуз, в мощный социальный лифт. Посредниками между ними также выступали учителя, их знания, умения и навыки.
Учитель грамотнее всех говорил, лучше всех писал, больше всех читал. Он был золотым стандартом общества.
Но потом учитель потерял монополию на информацию. Появилось большое количество книг. Произошла технологическая революция, появились компьютеры и интернет. Многие получили к ним доступ, который все более расширяется. Ориентиры общества сместились. Каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда ученики заявляли, что они это в интернете прочитают. Википедия стала сущим кошмаром. В оправдание мы выучили фразу, что там одно вранье. Между тем некоторые исследователи считают, что англоязычный сегмент этой энциклопедии по уровню достоверности сравнялся с «Британикой». Да и модерация написания статей усилилась.
Дети освоили компьютер, интернет, новые гаджеты. Освоили их и родители. Все ринулись в интернет читать, читать и читать. Осваивать новые курсы, обретать новые навыки. Сформировалась всеобщая осведомленность всех и вся. Школа потеряла монополию на трансляцию знаний. Зависимость от учителя снизилась.
Течение времени медленно, но верно стало уводить общество от наших традиционных, казалось бы, неизменяемых, незыблемых ценностей.
Ценности – это то, что движет людьми. Неприятие на уровне ценностей является самым сильным неприятием. Исследователи делят ценности на ценности-идеалы, ценности-свойства личности и ценности-способы поведения. Школа всегда транслировала ценности-идеалы. А ценности-свойства личности и ценности-способы поведения выводила из образа ценностей-идеалов. Одно масштабное исследование в России (С. Бубнова) показало, что ценности-идеалы и его производные, которые транслировались школой для социалистического общества и плановой экономики, в современную эпоху не работают. Для молодежи ценности-
идеалы вообще не работают. Их приоритет – нужные им свойства личности и способы поведения. Нужные в рыночной экономике, для жизни сегодня, в будущем.
Высокие идеалы, конечно, нужны. Но игнорировать наличие новых ценностей, которые более убедительны, нельзя. Школа упорно их игнорировала. Поэтому большим авторитетом стали пользоваться тренеры, коучи, репетиторы, мотиваторы и прочее.
Да и слушать более получаса монолог учителя, когда новые технологии предлагают более интересные способы освоения знаний, становилось невыносимым. Привитие ценностей осуществлялось в форме нотаций. Тогда как на «тренингах личностного роста» новое в тебе формируют через реальную деятельность. Потому что ценности, как и знания, в деятельности формируются и в
деятельности проявляются.
Есть куча устройств, гаджетов, программ, приложений, через которые уроки могут стать живыми, интересными. Конечно, урок не цирк, и не каждый предмет любим учениками. Но сделать свое преподавание более интересным (а интерес – одна из педагогических категорий) – это уже дело учительского эго. НО… ученики умеют пользоваться новыми технологиями, учитель – нет. Более того, школа и учителя борются с ними. Естественно, такое странное поведение института образования удивляет учеников и уменьшает уважение.
Сложилась такая ситуация, когда вместо учителя можно интереснее обучиться у других, вместо нотаций получить атрибуты новых ценностей доступно через интересные форматы, когда знания повсюду, а не только в школе и у конкретного педагога. Тезис о том, что общество прагматично и уважает тех, от кого зависимо, здесь проявляется явно. Общество потеряло зависимость от формальных, официальных институтов образования. А школа и учитель – свой статус.
Учителей уважали уже по инерции, по традиции. Чтобы вернуть свое величие, необходимо вновь стать золотым стандартом общества и ролевой моделью ценностно ориентированного образования. Владение своим предметом – это сам Бог велел с момента сотворения Учителя. Если современных учеников нужно обучать функциональной грамотности, учитель должен быть сам его носителем. Стремимся развивать критическое мышление – надо и самому мыслить критически, хотя бы начав с того, что отказываемся через мессенджеры и социальные сети распространять фейки. Учить применять грамотно четыре языковых навыка – сам красиво, дорого и богато говори, без ошибок пиши, понимай прочитанное, умей слушать. Обучаешь работе индивидуально, в паре и группе – сам практикуй такие способы работы с коллегами по цеху. Развивать в учениках навыки решать проблемы конструктивно – сам умей анализировать, оценивать, предлагать.
Вузы проснулись и просто обречены готовить педагогов по-новому. А если ты закончил вуз, как быть? Обучение на протяжении всей жизни – вот инструмент. Школа и учителя должны лучше всех уметь обучать людей, лучше всех мотивировать. Если не все знать, то знать, откуда это взять, как осмыслить, обработать. И тогда вновь все учительство станет золотым стандартом общества, обретет новый подлинный статус. А закон нужен будет только для того, чтобы защитить учителей от произвола властей, от выполнения несвойственных ви-
дов деятельности, от оскорблений и угроз, от излишней зарегулированности и отчетности. Но сам статус в подлинном смысле этого слова может поднять самому себе только педагог.
Не более, чем что-то вроде эссе, не принимайте близко к сердцу.
Руслан КАРАТАБАНОВ
Загрузка...