“Чтение с остановками” как способ формирования коммуникативных навыков учащихся

Зульфия Акмамбетова

педагог-эксперт, учитель русского языка и литературы

Специализированного лицея №82 «Дарын», г. Астана

 Формирование коммуникативных умений школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  

 Сегодня и в школьной учебной программе по языкам основным требованием является формирование коммуникативной компетенции школьников – умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на   определенные темы, создавать собственные тексты.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?  Наиболее эффективной формой в данном направлении, считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Приемов работы с текстом очень много, но уверена, что на уроках ученикам будет интересен прием «Чтение с остановками», который используется для пробуждения у детей интереса к чтению, развития навыков осмысленного чтения. Этот прием активно применяется в ТКМ и охватывает все стадии урока.

На примере сказки ДЖ. Родари «Наследство Большой мыши» хочу показать, как можно организовать урок с учащимися 5-6 классов с использованием этого приема.  

 В начале урока идет подготовка школьников к восприятию текста. На этом этапе обсуждается заглавие произведения. Здесь возможны разные варианты. Можно использовать приемы «Дерево предсказаний» или «Корзина идей», с помощью которых ученики фиксируют свои предположения, касающихся содержания произведения «Как вы думаете, о чем произведение?», «Что такое наследство?» и т.д.

Далее учитель читает произведение с остановками, заранее разбив текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «Что будет дальше?». На этом этапе лучше использовать вопросы открытого характера, или как еще называют «толстые вопросы»: «Как думаете, какое добро может быть у матери Мыши?», «Почему именно так распорядилась мать своим богатством?», «Кто из детей, по вашему мнению, получил самое большое наследство и почему?», «Почему самым удачливым и счастливым оказался Полуус?». Важно выслушать предположения детей.

На стадии рефлексии текст уже должен представлять собой единое целое. Подводим детей к самостоятельному выводу: «Каков поучительный смысл сказки?», «Каким качеством обладал Полуус, которое помогло ему выжить?». Можно вернуться к приемам, использованным в начале урока и проанализировать предположения учащихся.

В финальной части работы с текстом можно предложить учащимся разделиться на группы и написать эссе, синквейн, письмо (главному герою) или же подобрать пословицу, выражающую главную идею произведения: «К кому из героев сказки можно отнести эти пословицы? Объясните свой выбор».

 Самое затруднительное для большинства детей это формулировка основной мысли произведения. В этом учащимся помогут наводящие вопросы «Как можно сформулировать основную мысль сказки?», «Что высмеивает автор?», «Насколько актуальна, злободневна сказка в наши дни?», «Можно ли утверждать, что полученное наследство приносит вред?», «Какие пословицы отражают основную мысль сказки?».

Для успешной организации урока следует выбирать произведения для анализа небольшие. Текстовый материал нужно выбирать, конечно, учитывая возрастные особенности школьников. Текст должен быть неизвестным для всех учеников, должен иметь неожиданную развязку, открытый финал. Не следует делать много «остановок», достаточно разбить текст на 3-4 смысловые части.

Работа с текстом – это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, самостоятельно мыслить.       Такой урок превращается в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий