Инновационные тенденции в коррекции поведенческих расстройств

Социальная адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.

Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, классифицируется как девиантное. Причины нарушения поведения у разных детей с ОВЗ различно. Искаженные семейные отношения и негативное воспитание в семье являются чаще всего источником психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У детей из неблагополучных семей, к тому же с теми или иными дефектами развития, наблюдаются, как правило, высокий уровень тревожности, агрессивность, недоверие к взрослым.

Виды поведенческих расстройств, которые встречаются у детей с ОВЗ:

– побеги из дома (интерната) и бродяжничество;

– агрессия;

– повышенная аффективная возбудимость, часто возникающая по незначительному поводу или без видимой причины;

– грубость;

– недисциплинированность. Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения поручений, просьб и нежеланием обслуживать себя;

– воровство;

– табакокурение, алкоголизм;

– токсикомания;

– активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение.

С целью предупреждения противоправных действий и асоциальных поступков лиц с нарушениями в развитии, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого-педагогической коррекции специалистам при общении с такими детьми необходимо обращать внимание на их личностные особенности и особенности их поведения.

Замечено, что недисциплинированность детей часто обуславливается отношением к ним самих педагогов, родителей. Одни и те же дети у некоторых педагогов могут вести себя хорошо, а у других нарушают дисциплину; в школе ведут себя примерно, а дома становятся неуправляемыми. Все это подтверждает то, что коррекционная работа по устранению недисциплинированности детей должна проводиться комплексно родителями и всеми педагогами.

Практически у всех детей с ОВЗ выявляются поведенческие или эмоциональные нарушения, что в большинстве случаев определено их эмоциональной неуравновешенностью, неспособностью контролировать и корректировать свое поведение в учебном процессе, дома и в детском коллективе. Такие дети в большинстве своем агрессивны, склонны к нарушениям поведения, пропуску уроков без уважительной причины. Они требуют постоянного внимания со стороны всего педагогического коллектива школы. Но в этом процессе не обойтись без сотрудничества с родителями.

Любой ребенок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Ольга КОМИССАРОВА,
учитель начальных классов,
КГУ «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями»  Управления образования акимата Костанайской области

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий