По страницам книг о Великой Отечественной войне
Проведенный открытый урок литературы на тему «По страницам книг о ВОВ» по произведениям В. Быкова «Сотников» и Б. Васильев «А зори здесь тихие…» в 10-ом классе, выполняющий как учебно-познавательную, так и воспитательную цели, был разработан в качестве урока-обобщения знаний и навыков и представлен в игровой форме. Нестандартность урока состояла в том, что учащиеся класса, объединённые в три разные микрогруппы, выполняли задания по содержанию прочитанных художественных произведений и одновременно создавали собственную «книгу памяти об уроке» с групповыми комментариями и ответами.
Структура урока, соответствующая традиционным его этапам, имела определенные названия, соотносимые с частями книги: «Предисловие», «Вступление», «Глава первая…», «Глава вторая…», «Заключение». Так на каждом этапе урока учащиеся выполняли одинаковые задания на время, что, безусловно, повысило их интерес и мотивацию. Более того, оценивание ответов учащихся было проведено компетентным жюри, в составе которого, кроме учителя русской литературы, были учитель истории и библиотекарь школы.
По результатам набранных в ходе урока баллов была определена команда победителей, участники которой показали не только высокие результаты в знании текстов изученных произведений о войне, но и демонстрирующие умения размышлять, аргументировать и доказывать собственные идеи, а также давать оценку героям из содержания обсуждаемых книг.
Используемый визуальный и аудиовизуальный материал (иллюстрации, видео-мнения известных экспертов литературы, кадры из одноименных фильмов и фрагменты военных песен) выполнял функцию уместного дополнения содержания и структуры всего урока. Кроме того, по видеофрагментам команды могли получить подтверждения или опровержения выдвинутых ими идей и предположений в ответах на предложенные задания, а также используемые средства наглядности имели цель – усилить эмпатию учащихся в ходе урока.
– Идея проведения открытого урока в рамках предметной недели МО русского языка и литературы возникла у меня ещё в начале учебного года, когда встал вопрос о планировании мероприятий к этому событию. К тому же, предметная неделя в текущем учебном году в нашей школе пришлась на период предпраздничных дней. Я искренне считаю, что тема Великой Отечественной войны будет актуальна всегда, ведь соприкасаясь с документально-историческими материалами и читая художественную литературу, дети осознают величие подвига народа, по-особенному чувствуя гордость и причастность к его нелегкой судьбе. Выбранный формат также не является случайностью, ведь любое открытое занятие – это возможность применения нестандартных подходов в подачи учебного материала.
Лосева Надежд Сергеевна – учитель русского языка и литературы НИШ ФМН г. Костанай
Загрузка...