Интеграция информсистем даст возможность студентам выбирать место для стажировки и формировать портфолио для будущего трудоустройства — МТСЗН

В соответствии с поручением Главы государства для подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, в системе технического и профессионального образования ведется планомерная работа. Это предусмотрено в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы. Вопросы развития ТиПО рассмотрены на заседании Правительства РК под председательством Премьера-Министра Алихана Смаилова, передает primeminister.kz

С докладами выступили министры просвещения Гани Бейсембаев, труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова, аким Туркестанской области Дархан Сатыбалды и аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев.

Так, по данным Гани Бейсембаева, в 772 колледжах обучаются 531 тыс. студентов. 85% колледжей осуществляют подготовку кадров по техническим, сельскохозяйственным и сервисным направлениям отраслей экономики. По поручению Президента предусмотрен 100% бесплатный охват молодежи востребованными профессиями до 2025 года. Плановый показатель текущего года выполнен.

«Однако низкий уровень охвата выпускников бесплатным ТиПО в Туркестанской и Западно-Казахстанской областях. Трудоустройство выпускников является одним из основных показателей подготовки кадров. На сегодня этот показатель составляет 77% с учетом пенсионных отчислений и договоров с работодателями. Данный показатель ниже республиканского в Туркестанской и Кызылординской областях», — отметил министр. 

В 2025 году планируется увеличить объем госзаказа до 155 тыс., из которых 70% будут направлены на технические специальности. В целях социальной поддержки студентов с этого учебного года стипендия выросла на 50%, в 2024 году еще на 50%. Сегодня 85% студентов обеспечены общежитиями. До 2027 года в целях решения проблемы дефицита будут введены в эксплуатацию общежития на 10 тыс. мест.

«Кроме того, по заказу предприятий осуществляется целевая подготовка кадров с обязательством трудоустройства. Сейчас по данному направлению обучаются 20 тыс. студентов, в 2029 году целевой подготовкой будут охвачены 80 тыс. студентов. В целях формирования качественного состава педагогов и руководителей колледжей приняты меры по привлечению специалистов с производства с установлением доплаты в размере до 35%. В целях формирования новых лидеров изменений в колледжах прорабатываются вопросы по формированию кадрового резерва», — рассказал министр.

Формат и структура курсов повышения квалификации педагогов ориентированы на обучение и практику в конкретных производственных условиях. В дальнейшем 26 тыс. педагогов пройдут курсы повышения квалификации в новом формате.

Дуальным обучением в 558 колледжах охвачены более 72 тыс. студентов, в 2029 году это будет уже около 160 тыс. студентов. За 2 года 40 263 выпускника колледжей получили возможность выхода на рынок труда со стажем работы до полутора лет.

«Один из способов расширения дуального обучения — это развитие шефства над колледжами. На сегодняшний день 498 предприятий шефствуют над 410 колледжами. Представители предприятий входят в попечительские советы. На сегодня для оснащения колледжей предприятиями выделено около 1 млрд тенге. Колледжами совместно с работодателями разработано более 4 тыс. образовательных программ с учетом требований профстандартов, ГОСО и стандартов WorldSkills, а также с учетом региональных особенностей. Хотелось бы отметить, что актуальность и качество программ анализируются Индустриальными советами (693 совета), созданными при колледжах, в состав которых входят работодатели. В дальнейшем при обновлении образовательных программ за основу будут приняты новые профессиональные стандарты и Атлас профессий», — подчеркнул спикер.

Он также добавил, что министерством с целью перехода на новый качественный уровень подготовки кадров в системе технического и профессионального образования проведен анализ направлений деятельности колледжей. Выявлена диспропорция между специализацией региона и подготовкой кадров в колледжах. В этой связи продолжится проведение профилизации колледжей с учетом востребованных специальностей региона.

В целях распространения эффективных передовых методик и подходов в обучении будут определены локомотивы-колледжи, на базе современных колледжей будут открыты IT-хабы. Для развития предпринимательских навыков у обучающихся, создаются студенческие бизнес-инкубаторы. Создание малых предприятий при колледжах обеспечит практикой студентов. Также прорабатывается вопрос по увеличению подушевого норматива финансирования на подготовку кадров в колледжах в два раза. 

По данным министра труда и соцзащиты, почти половина занятого населения (4,4 млн человек из 9,1 млн) имеют профессионально-техническое образование. Поэтому качество образования в системе ТиПО во многом влияет на производительность во всей экономике и доходы населения. 

«Основными отраслями занятости являются торговля, промышленность и сельское хозяйство. По данным наших информсистем, наиболее высокие доходы и производительность имеют занятые в сфере промышленности, здравоохранения, транспорта и строительства. При этом 57% трудоустроенных выпускников 2022 года работают в низкопродуктивных отраслях, что соответственно сказывается на их доходах. Текущая потребность в кадрах ТиПО показывает, что наибольшим спросом на Электронной бирже труда пользуются работники в области продаж, администрирования, строительства, транспорта и IT», — сообщила Светлана Жакупова.

На эти отрасли приходится 43% всей текущей потребности. В перспективе до 2030 года кадровая потребность экономики составит 1,8 млн работников, из которых 53% или 976 тыс. будет приходиться на специалистов с техническим профобразованием. 

Согласно опросу НПП Атамекен, спрос на работников ТиПО практически в 2 раза преобладает над спросом на работников с высшим образованием. В них наиболее нуждаются мегаполисы Астана и Алматы, а также Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. 

«В связи с развитием цифровых технологий, изменениям подвергнутся большинство профессий и появится потребность в новых навыках. Согласно Атласу новых профессий и компетенций уже в ближайшем будущем в Казахстане может появится 239 новых профессий. В этой связи необходимо уже сегодня осуществлять опережающую подготовку будущих кадров. Для обеспечения взаимосвязи системы образования с требованиями рынка труда будет продолжена работа по развитию Национальной системы квалификаций», — сообщила министр. 

Так, принят Закон «О профессиональных квалификациях» и запущена соответствующая цифровая платформа. На сегодня приняты 623 профстандарта, которые устанавливают требования работодателей к почти 3 тыс. профессиям. До 2025 года будут разработаны еще 400 профстандартов. На основе действующих профстандартов уже внедрены 4,1 тыс. образовательных программ на уровне ТиПО.

Прохождение производственной практики студентов и трудоустройство выпускников будет осуществляться через Электронную биржу труда. 

«Интеграция наших информсистем с министерствами просвещения, науки и высшего образования даст возможность студентам выбирать место для стажировки и формировать портфолио для будущего трудоустройства. В рамках данной работы мы обеспечим качественный мониторинг трудоустройства выпускников на основе сведений о заключении трудового договора и наличия пенсионных начислений», — резюмировала С. Жакупова.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий