Полиязычие через интеграцию

В Пешковской школе с 2017-2018 учебного года в 7 классе впервые введено изучение биологии и физики на английском языке. До начала эксперимента было проведено собеседование с родителями учеников, которое показало их заинтересованность и понимание необходимости полиязычного образования.

Фото uchitelskaya.kz

В этом учебном году в эксперименте участвуют 7, 8 и 10 классы. Мне довелось стать участником эксперимента в тандеме с учителем английского языка Светланой Санниковой. Изучение английского для меня началось с языковых курсов с уровнем знаний А1 Cambridge Assessment English в Костанайском государственном педагогическом институте в 2016 году. Сейчас полезным становится общение с коллегами, обмен опытом, посещение уроков учителей английского языка, использование различных приложений для изучения языка. Однако уровень владения языком остается достаточно низким, что является одной из проблем.

Можно выделить несколько главных направлений деятельности учителя-предметника по внедрению полиязычия в образовательный процесс:

1. Использование элементов языка на уроках: глоссарий терминов, речевые клише школьного обихода.
2. Использование online-глоссария для отработки произношения.
3. Использование предметных мультимедийных средств на английском языке из различных источников (http://bilimland.kz, www.youtube.com и другие). 
4. Использование интегрированных уроков по биологии и английскому языку.

Впервые мы стали использовать интегрированные уроки биологии и английского языка в 2017-2018 учебном году, разработав серию последовательных уроков по разделу «Дыхание». Сложность таких уроков заключается в том, что недостаточно учебно-методической литературы, ведущим является предмет «Биология», поэтому учителю английского языка проходилось проделывать большой объём работы, чтобы подобрать материал для учеников, разработать задания, используя все виды речевой деятельности (аудирование, письмо, чтение и говорение). Был и негативный опыт, когда при проведении интегрированного урока осталось ощущение, что проведено два отдельных, не взаимосвязанных друг с другом урока, урок биологии и урок английского языка, а учителя-предметники не взаимодействовали, а порой мешали друг другу. В дальнейшем более тщательное планирование процесса интеграции предметов на каждом этапе урока позволило избежать повторения такой проблемы. 

Наш опыт проведения интегрированных уроков показал, что наиболее продуктивной является технология развития критического мышления. Используя в ходе урока интеграцию двух предметов, мы направляем деятельность учеников на рaзвитие общих и специaльных умений, позволяющих совершенствовaть влaдение aнглийским языком и знания по биологии, учитывая не только предметную специфику, но и возрастные особенности ребят, их уровень подготовки. На уроках используются ИКТ: флипчарты, презентации с нaглядно-демонстрaционным мaтериaлом и видеоролики, online-тесты и flash-анимации из ресурсов https://bilimland.kz/, которые помогают раскрыть новую тему, проверить подготовку учеников и нaпрaвлены нa реализацию принципа наглядности, доступности и системности материала. Приёмы ТРКМ и АМО стимулируют развитие мыслительной и творческой активности детей, увлечение предметами (английский язык, биология). 

Фото uchitelskaya.kz

Своими наработками и опытом из практики преподавания интегрированных уроков мы делимся с коллегами. Так, в прошлом учебном году на базе нашей школы проходил районный методический совет, где был дан открытый интегрированный урок в 7 «Б» классе по теме «Органы дыхания». Разработанные нами уроки принимали участие в областном конкурсе лучших онлайн-спринтов по проведению интегрированных уроков «Активное познание окружающей действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей через проведение интегрированных уроков английского языка и биологии» и республиканском конкурсе «Учитель-новатор-2018».

В этом учебном году, работая в исследовательской группе с использованием подхода Lesson Study, мы использовали интегрированные уроки для решения выявленной проблемы в исследуемом 8 классе, для чего разработали серию последовательных уроков по темам «Состав и функции крови» (2 часа) и «Гуморальный и клеточный иммунитет. Types of immunity». 

Последний урок из этой серии был дан на областном семинаре «Повышение эффективности современного урока в рамках реализации исследования урока». Главная цель для нас – организация диалогового обучения и активной деятельности учеников на уроке. Использование АМО способствовало, во-первых, повышению уровня мотивации, во-вторых, вовлечению всех без исключения в процесс обучения при чётко продуманном плане урока. На стадии вызова мы использовали ролевую игру «Новостной блок «Хабар» и диалог между доктором Ватсоном и Шерлоком Холмсом по теме «Иммунитет» на английском языке, что позволило эффективно интегрировать два языка для введения в тему урока, совместного целеполагания и определения индивидуальных перспектив приёмом «Шляпа ожиданий и опасений». На стадии осмысления для расширения знаний учеников была использована работа с текстом на английском языке. Предтекстовая подготовка включала в себя работу с вокабуляром, а для структурирования текста был использован органайзер «Рождественская ёлка». Активное задание на установление соответствия из текстов-подсказок включало в себя не только интеграцию двух языков, но и дифференциацию. Также использовался учебный мультфильм о микробах и видах иммунитета, при работе с которым ученики исполняли роль исследователей новых терминов. На стадии рефлексии и при проведении динамической паузы также прослеживалась эффективная языковая интеграция. 

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений школьников, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных ситуациях. Интегрированные уроки помогают сделать новый материал более понятным, более доступным, повышают мотивацию к изучению биологии и английского языка, формируют поликультурную личность, что является одной из главных задач современного образования.

Татьяна МАЛОФЕЕВА,
учитель биологии 
Пешковской СШ, 
Фёдоровский район

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий