Как не дать ребенку “выпасть” из школьного обучения

Национальная академия образования совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане в течение года работали над системой ранней профилактики непосещения школ. 

 

Инклюзивное образование основывается на идеях единого образовательного пространства, исходя из позиции общей педагогики и психологии, ориентированной на ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

В рамках Целей устойчивого развития международное сообщество обязалось «обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и продвигать возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Реализация ЦУР №4 и Рамочной программы действий в области образования до 2030 года зависит от огромной приверженности всех заинтересованных сторон – правительств, международных и неправительственных организаций, гражданских сообществ, администрации школ, педагогов, обучающихся и их семей. В условиях усиления урбанизации и миграции в глобальном масштабе система образования должна быть нацелена на обеспечение доступности и инклюзивности на всех уровнях, а также на подготовку кадров, отвечающих как текущим запросам рынка труда, так и будущей экономики.

Проблема выбывания учеников из системы образования в Казахстане стоит не так остро, как в некоторых других странах мира, поскольку в наших школах в рамках программы «Всеобуч» проводится большая работа по выявлению детей, не посещающих школу, и принимаются меры по их возвращению. В целях исполнения Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» в школах создаются советы по профилактике правонарушений, дисциплинарные советы, которые объединяют усилия администрации школы, педагогов, родителей или заменяющих их лиц, общественных организаций для эффективной профилактики правонарушений.

Тем не менее, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РК, дети и подростки, не посещающие школу, составляют 48% всех осужденных детей в Казахстане. В этих случаях непосредственными причинами исключения из школы были уязвимый статус семьи и отсутствие правовой и социальной поддержки детей и их родителей. Выпадение из школьного обучения отрицательно сказывается на социальной жизни детей и ведет к их дальнейшему исключению из жизни общества.

В рамках совместного Рабочего плана «Механизмы укрепления системы раннего предупреждения непосещений, особенно среди детей, находящихся на домашнем обучении, или детей с поведенческими сложностями» на 2018-2019 годы Национальной академией образования им. И. Алтынсарина совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане реализован ряд мероприятий и получены определенные результаты.

В течение года при поддержке ЮНИСЕФ проводилась работа с пилотными организациями – обучение и поддержка школьных команд по организации системы раннего выявления и профилактики выбывания детей из школы.

Изучение существующей системы по предупреждению выбывания детей из школы, а также работа с коллективами пилотных школ по проекту показали, что проводимой в школах работы по всеобучу недостаточно, чтобы выявить причины выпадения из учебного процесса и эффективно предупреждать такие ситуации.

Международные консультанты поддерживали пилотные организации во внедрении технологий кейс-менеджмента для ведения случаев выпадения детей из системы обучения, а также помогли в разработке трех учебных модулей по созданию инклюзивной среды.

Сотрудниками Академии разработаны компоненты поддерживающего обучения в качестве практически ориентированных учебных модулей. Они охватывают три направления формирования инклюзивной среды для развития ребенка в школе: некоторые приемы поддержки учебной деятельности; осознание и снижение стереотипов и предубеждений у учителя; мониторинг и кейс-менеджмент.

Содержание модулей нацелено на создание позитивной психосоциальной школьной среды, которая оказывает влияние на поведение обучающихся, их психическое здоровье и эмоциональное благополучие, а также на результаты обучения. Психологически комфортная среда может быть создана через формирование дружелюбной, поощрительной атмосферы, предоставление равных возможностей для каждого ученика, запрещение в школе любых видов насилия, издевательств, оскорблений.

Учебные модули ориентированы на практические занятия по совершенствованию приемов вовлечения обучающихся в учебный процесс, снижению стереотипов и предубеждений у педагогов, содействию администрации школы в изменении существующей модели работы по мониторингу развития учащихся и работе с отдельными случаями.

Важным результатом освоения модулей должно стать совершенствование системы работы школы по отслеживанию и мониторингу случаев выпадения обучающихся из учебного процесса.

Таким образом, реализация задачи формирования инклюзивной среды для развития ребенка в школе требует соблюдения принципов системности и последовательности в формировании понимания инклюзии в широком смысле, особенно у администрации и педагогических коллективов организаций образования всех уровней. Необходимыми профессиональными качествами современного педагога должны стать: безусловное принятие идей инклюзии, стремление к изменениям, профессиональному поиску, готовность работать в команде специалистов, педагогический оптимизм.

Для педагогического сообщества страны  важным направлением  в становлении и развитии идей равенства в образовании должна стать сформированная система инклюзивного образования, которая имеет стратегический характер и затрагивает всю систему образования, а также предполагает изменение идеологии образования в сторону гуманизации.

Жанбол Жилбаев,

президент Национальной академии образования

имени И. Алтынсарина,

кандидат педагогических наук, профессор

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий