Школьная медиация – средство против буллинга?
В современном мире процедура медиации с каждым днем становится все более актуальной. Ведь сегодня общество полно стрессов, которые впоследствии вытекают в конфликты и споры. И в большинстве случаев решить возникающие проблемы могут помочь медиаторы.
Именно медиаторы, благодаря своему профессионализму и большому жизненному опыту, помогают сторонам прийти к компромиссу и найти общее решение.
Люди, знакомые с медиацией, знают, что применение примирительной процедуры достаточно обширно. Медиация помогает решить корпоративные и семейные споры, конфликты на работе, в образовании, в банковской и других сферах. В том числе – и в делах с участием несовершеннолетних.
Еще совсем недавно мало кто слышал, как и о понятии «медиация» вообще.
После принятия Закона РК «О медиации» от 28 января 2011 года появилась возможность постепенной трансформации инновационного метода медиации как примирительной процедуры в образовательной среде.
Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Казахстане, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Закона, «медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон», а в соответствии с подпунктом 2 статьи 2, «медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона».
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – часть государственной правовой политики нашей страны. И сегодня в Казахстане сформировалась национальная модель защиты прав детей, основанная как на институциональном, так и на законодательном уровнях, в соответствии с устоявшимися международными стандартами.
Девиантное поведение и трудновоспитуемость несовершеннолетних – одна из актуальных социальных проблем любого государства. На особенности поведения молодежи, особенно школьного возраста, влияет целый ряд различных факторов, таких как социокультурная среда существования, специфика и особенности воспитания в семье или за ее пределами, действия государства и другие.
Появившееся новое понятие «школьная медиация» можно определить как систему общественных отношений в образовательной среде, возникающих между конфликтующими сторонами и беспристрастной незаинтересованной третьей стороной-медиатором.
Если говорить о нормативно-правовом регулировании общественных отношений, возникающих при применении метода школьной медиации, нужно отметить, что оно основано на международных правовых актах и на таких нормативных правовых актах как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РК, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», законы «О правах ребенка», «Об образовании», «О медиации», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», соответствующие приказы МНОН РК.Реализация Концепции государственной молодежной политики РК до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее» также нацелена на правовое просвещение несовершеннолетних, предупреждение совершения ими правонарушений и преступлений, оказание квалифицированной помощи школьного медиатора на начальном этапе возникшего конфликта, а также на воспитание молодежи толерантной и конфликтоустойчивой, реализацию восстановительного подхода к разрешению конфликтов, построение конструктивных отношений в образовательном сообществе.
Вместе с тем, в мире существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью детей в организациях образования, в том числе у нас в стране. Об этом много пишут и говорят. Но давайте обратимся к официальным источникам.
Так, по данным Доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2018 году, размещенного на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК, половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что составляет около 150 миллионов детей, сообщают, что испытали насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее пределами.
Существует множество форм насилия, с которыми сталкиваются подростки в классе и вне класса: во всем мире более чем каждый третий подросток в возрасте 13-15 лет испытывает травлю, и примерно такая же доля детей вовлекается в драки; 3 из 10 учащихся в 39 промышленно-развитых странах признаются в травле сверстников; около 720 миллионов детей школьного возраста живут в странах, где телесные наказания в школе запрещены не в полной мере; девочки чаще становятся жертвами психологических форм издевательств, а мальчики имеют более высокий риск быть подверженными физическому насилию и угрозам.
Важно подчеркнуть, что в мире с возрастающей цифровизацией обидчики распространяют информацию жестокого, оскорбительного и унизительного содержания одним лишь нажатием на клавишу. Проблема насилия, или, иными словами, буллинга и кибербуллинга (тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) в казахстанских школах распространена в достаточно критических масштабах.
По результатам казахстанского исследования проблем насилия в отношении детей в школах, 66% детей столкнулось со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, оскорбления и притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация). При этом 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% – жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, не рассказали никому о происшествии.
Последствия буллинга не только негативно сказываются на психологической обстановке в школе, но и затрагивают качество образования. Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS показало, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников.
По данным социологического опроса детей в рамках подготовки данного доклада, в Казахстане 12,4% опрошенных детей столкнулись с буллингом, то есть испытывали на себе эмоциональное и физическое насилие со стороны сверстников, старших детей. Обеспокоенность вызывают Кызылординская (18,1%), Акмолинская, Актюбинская области (16,5%). Ниже среднего показателя по стране наблюдается в Алматы (7,6%), ЗКО (8,3%).
Приведенные данные должны насторожить общество, соответствующие государственные службы и структуры. На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией.
Отмечая отдельные положительные примеры распространения школьной медиации в отдельных регионах страны, необходимо констатировать недостаточность этой работы. Повсеместное распространение метода школьной медиации позволит максимально вовлечь несовершеннолетних в применение принципов медиативного подхода, позитивного общения, будет способствовать их социализации, развитию эмоционального интеллекта, созданию безопасной образовательной среды.
На наш взгляд, в этом процессе должны принять участие педагоги, школьные психологи, представители правоохранительных органов, судьи, и конечно, профессиональные медиаторы. Сотрудники правоохранительных органов и судьи, на живых примерах должны показать пагубность девиантного поведения, которое очень часто приводит подростков на скамью подсудимых.
Принимая во внимание все еще недостаточное распространение школьной медиации, особенно в регионах, считаем необходимым уделять данному вопросу больше внимания со стороны государства, подключать родителей, семью, общественность, активнее использовать социальные сети и другие средства массовой информации.
Дети – наше будущее, и оттого, каким оно вырастет, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Это не громкие слова, это реальность, с которой мы должны считаться. Необходимо всеми силами помогать развитию школьной медиации, создавать необходимые условия профессиональным медиаторам, уделять необходимое внимание, обучать молодых педагогов и старшеклассников формам и методам медиации. Только в этом случае мы сможем побороть нехорошие, вредные и опасные тенденции развития девиантного, агрессивного поведения, буллинга в организациях образования.
Никто не должен оставаться в стороне от этой непростой, скрупулезной, но очень нужной и важной работы для нашего общества и государства.Бесконфликтная среда – вот к чему мы все должны стремиться. И для достижения этой цели нужна большая, кропотливая работа.
Жазира Жукенова,
доктор PhD,
декан факультета искусств КазНУИ
Загрузка...