Готов ли ваш ребенок к школе? Консультация для родителей
На календаре июль, разгар лета, многие родители стремятся оздоровить своих детей, посвятить все время отдыху. И это правильно, однако нелишне для родителей будущих первоклассников, которым осенью предстоит впервые сесть за парту, задуматься над вопросами готовности ребенка к школе.
И здесь речь идет не столько о том, купили ли вы ребенку все необходимые в первом классе школьные принадлежности, что, безусловно, тоже важно. Мы подразумеваем психологическую готовность к обучению. Мое убеждение как специалиста – начинать эту работу необходимо задолго до того, как наступит момент непосредственной подготовки к школе. Надеюсь своей статьей помочь родителям сориентироваться в потоке информации по этой проблеме и расставить акценты в подготовке ребенка к школе. Эта статья скорее для родителей, заботящихся о благополучии и развитии ребенка постоянно и задолго до момента начала школьной жизни.
Итак, накануне поступления в школу многие родители задают себе мучительный вопрос, отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или подождать с началом обучения еще один год. Родителей шестилеток и тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого 1 сентября. Озабоченность родителей понятна, ведь от того, насколько гармоничным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, качество обучения и, в конечном результате, благополучие его школьной и взрослой жизни.
Нередко можно услышать и такие суждения от родителей шестилеток: «Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе». Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел сменить игровую деятельность на учебную.
Существует мнение родителей о том, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь в летний период. Но это решение нельзя считать правильным, так как «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке и навредить ребенку. Именно поэтому задача родителей начать подготовку ребенка к школе заранее, чтобы дать хорошие стартовые возможности для его успешного обучения. Важно, чтобы ребенок пошел в школу готовым как физически, так и психологически.
В настоящее время период начала обучения в школе передвинулся на один год вперед, сегодня дети начинают школьную жизнь в 6 лет. Но если ребенок недостаточно подготовлен к школе, пока еще можно отсрочить начало обучения на год. Сегодняшний период можно назвать переходным, когда дети поступают в школу и в 6 лет, и в 7 лет. Однако наступит время, когда все дети должны будут поступать в 1 класс в 6 лет. Именно поэтому родителям так важно знать, что подготовку к школе, как и развитие в целом, необходимо начинать с раннего периода жизни ребенка.
Изначально необходимо не стремиться «готовить» ребенка к школе, а развивать, помогать его продвижению по пути совершенствования его психики и физического развития. Тогда ребенку будет легко преодолевать трудности, с которыми ему придется сталкиваться на жизненном пути.
Взрослым важно помнить, что первые кирпичики будущих успехов и достижений ребенка, его счастливой жизни должны быть заложены в детстве именно родителями. Все мы родом из детства, и всем в нашей жизни мы обязаны тому фундаменту, который сформирован в семье, в детские годы взрослыми, родителями. Это непреходящая истина, ее надо принять и действовать во имя счастья своих детей.
Итак, в самое ближайшее время семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения – ребенок готовится поступить в школу. И во многом его успешность зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой первый экзамен на зрелость, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь неудачный школьный старт часто становится первопричиной будущих неуспехов.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую и психологическую готовность к школьному обучению.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям при прохождении медицинского осмотра перед школой. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности и важны при определении психологической готовности к школе. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Хочется посоветовать родителям проявлять постоянную заботу о физическом развитии ребенка с самого рождения. Это и правильное, здоровое питание, и закаливание, и соблюдение режима дня, и забота о физической и двигательной активности ребенка, развитии его выносливости, мышц, тонкой моторики. И рецепты здесь известны всем: активное детство с различными играми, эмоциональное участие в жизни ребенка, учет и направление его интересов в конструктивное русло.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Школьные психологи считают, что подготовка ребенка к обучению должна заключаться в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставит перед ребенком школа в лице педагогов. Ребенок должен уметь следовать правилам, прислушиваться к требованиям взрослого, воспринимать и выполнять инструкцию, действовать по образцу, оценивать свою работу, работать в группе.
Составляющими понятия «психологическая готовность к обучению в школе» являются:
– личностная;
– социально-психологическая;
– эмоционально-волевая;
– интеллектуальная готовность.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка, желания ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью – обучением. В идеале, у детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе, то есть внутреннее желание, побуждение к какой-либо деятельности. Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки, но привлекают их различные факторы. К примеру, часто дети говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» и т.д., это все проявления внешней мотивации идти в школу. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью – обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать …».
Определить мотивацию ребенка к обучению можно с помощью упражнений-игр. Предложите ребенку рассмотреть выставленные в комнате игрушки, затем садитесь вместе с ребенком и начните читать ему новую сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте остановитесь и спросите, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Если ребенок хочет идти играть, у него преобладает мотивация к игровой деятельности. Дети с развитым познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.
Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, активизирующие знания детей о школе. Например, «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле», «Чему учат в школе» и другие.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания, чему-то учиться, что-то познать.
Социально-психологическая готовность ребенка предполагает формирование и принятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, учебной деятельности и учителю. Большинство старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же многие дети стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет сформировать не только позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умение быстро и легко устанавливать взаимоотношения.
Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе включает в себя умение общаться со сверстниками и учителями, желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе с другими, уметь прощать, ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать результаты своей работы, адекватно реагировать на замечания. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. О волевой готовности ребенка свидетельствует высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержание порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
К личностной и волевой готовности к обучению относят также позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника: сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения. Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем «внутреннюю позицию школьника».
Ребенок с несформированной позицией школьника проявляет детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не поднимает руку, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения. Психологически готовые к обучению в школе шестилетние дети способны контролировать свои действия и установки, отказаться от игры и выполнить указание взрослого.
Не менее важна и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария» и его словарный запас. Задача родителей – поощрять проявление любознательности и наблюдательности дошкольника. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие дифференцированного восприятия (умение отличить фигуру от фона), концентрации внимания, аналитического мышления (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). Кроме того, важны рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. При поступлении ребенка в школу важен уровень разговорной речи, понятийного аппарата. Хорошо, если дошкольник помимо владения родным языком проявляет интерес к иностранным языкам, имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности, умеет вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.
Вот, ориентировочно, что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе:
- Фамилию, имя свое и родителей.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
- Ориентироваться во времени, знать дни недели, месяцы, (их количество, последовательность), времена года, основные приметы каждого времени года.
- Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира. На их основе классифицировать предметы по следующим категориям: домашние и дикие животные; птицы, насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь и головные уборы; посуда, мебель. Уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т. д.).
- Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи явлений.
- Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
- Уметь действовать по образцу, выполнить действие, нарисовать, написать по предложенному образцу.
- Знать все цифры, уметь посчитать до 20 в прямом и обратном порядке.
Это далеко не исчерпывающий список умений для будущего первоклассника. И, конечно, не только к ориентировке в этих знаниях и умениях сводится такое сложное психофизиологическое понятие как готовность ребенка к обучению в школе.
Очевидно, что подготовка к школе – важный и трудоемкий процесс и трех летних месяцев явно недостаточно, чтобы ребенок подошел к новому для себя жизненному этапу подготовленным. Необходимо учитывать множество компонентов готовности ребенка к школе: физиологическую, психологическую (мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную) готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости и комфортному пребыванию ребенка в школе.
Что делать, спросят родители, чтобы мой ребенок наиболее комфортно начал свое обучение в школе?
Я бы посоветовала родителям быть активными взрослыми для своего ребенка, интересоваться всем, чем живет ваш малыш, развивать его. Благо, сейчас для этого есть множество литературы, всевозможных центров развития и т.д. Изучайте информацию о взрослении, признаках и способах гармоничного развития, главное – не будьте безучастными к судьбе вашего ребенка и стремитесь не подменять свое внимание и роль в его жизни всевозможными современными гаджетами или другими людьми.
И напоследок, пожалуй, самый главный совет для родителей: будьте интуитивными и активными родителями, любите своего ребенка и заботьтесь о его настоящем для его будущего! Счастливого детства вашим детям и счастливого родительства вам, дорогие взрослые!
Инна Дубровина,
заведующая лабораторией посткурсовой поддержки и инновационного развития кафедры инновационного образования и информационных технологий
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»
Литература:
- Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. -М., 1972.-48 с.
- Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М., 1980.-250 с.
3. https://psychologies.today/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole
Загрузка...