Готов ли ваш ребенок к школе? Консультация для родителей

На календаре июль, разгар лета, многие родители стремятся оздоровить своих детей, посвятить все время отдыху. И это правильно, однако нелишне для родителей будущих первоклассников, которым осенью предстоит впервые сесть за парту, задуматься над вопросами готовности ребенка к школе.

И здесь речь идет не столько о том, купили ли вы ребенку все необходимые в первом классе школьные принадлежности, что, безусловно, тоже важно. Мы подразумеваем психологическую готовность к обучению. Мое убеждение как специалиста – начинать эту работу необходимо задолго до того, как наступит момент непосредственной подготовки к школе. Надеюсь своей статьей помочь родителям сориентироваться в потоке информации по этой проблеме и расставить акценты в подготовке ребенка к школе. Эта статья скорее для родителей, заботящихся о благополучии и развитии ребенка постоянно и задолго до момента начала школьной жизни.

Итак, накануне поступления в школу многие родители задают себе мучительный вопрос, отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или подождать с началом обучения еще один год. Родителей шестилеток и тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого 1 сентября. Озабоченность родителей понятна, ведь от того, насколько гармоничным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, качество обучения и, в конечном результате, благополучие его школьной и взрослой жизни. 

Нередко можно услышать и такие суждения от родителей шестилеток: «Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе». Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще ​​не означают, что ребенок психологически созрел сменить игровую деятельность на учебную.

Существует мнение родителей о том, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь в летний период. Но это решение нельзя считать правильным, так как «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке и навредить ребенку. Именно поэтому задача родителей начать подготовку ребенка к школе заранее, чтобы дать хорошие стартовые возможности для его успешного обучения. Важно, чтобы ребенок пошел в школу готовым как физически, так и психологически.

В настоящее время период начала обучения в школе передвинулся на один год вперед, сегодня дети начинают школьную жизнь в 6 лет. Но если ребенок недостаточно подготовлен к школе, пока еще можно отсрочить начало обучения на год. Сегодняшний период можно назвать переходным, когда дети поступают в школу и в 6 лет, и в 7 лет. Однако наступит время, когда все дети должны будут поступать в 1 класс в 6 лет. Именно поэтому родителям так важно знать, что подготовку к школе, как и развитие в целом, необходимо начинать с раннего периода жизни ребенка.

Изначально необходимо не стремиться «готовить» ребенка к школе, а развивать, помогать его продвижению по пути совершенствования его психики и физического развития. Тогда ребенку будет легко преодолевать трудности, с которыми ему придется сталкиваться на жизненном пути.

Взрослым важно помнить, что первые кирпичики будущих успехов и достижений ребенка, его счастливой жизни должны быть заложены в детстве именно родителями. Все мы родом из детства, и всем в нашей жизни мы обязаны тому фундаменту, который сформирован в семье, в детские годы взрослыми, родителями. Это непреходящая истина, ее надо принять и действовать во имя счастья своих детей.

Итак, в самое ближайшее время семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения – ребенок готовится поступить в школу. И во многом его успешность зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой ​​первый экзамен на зрелость, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь неудачный школьный старт часто становится первопричиной будущих неуспехов.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую и психологическую готовность к школьному обучению.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям при прохождении медицинского осмотра перед школой. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка  составляют фундамент школьной деятельности и важны при определении психологической готовности к школе. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Хочется посоветовать родителям проявлять постоянную заботу о физическом развитии ребенка с самого рождения. Это и правильное, здоровое питание, и закаливание, и соблюдение режима дня, и забота о физической и двигательной активности ребенка, развитии его выносливости, мышц, тонкой моторики. И рецепты здесь известны всем: активное детство с различными играми, эмоциональное участие в жизни ребенка, учет и направление его интересов в конструктивное русло.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считают, что подготовка ребенка к обучению должна заключаться в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставит перед ребенком школа в лице педагогов. Ребенок должен уметь следовать правилам, прислушиваться к требованиям взрослого, воспринимать и выполнять инструкцию, действовать по образцу, оценивать свою работу, работать в группе.

Составляющими понятия «психологическая готовность к обучению в школе» являются:

 – личностная;

 – социально-психологическая;

 – эмоционально-волевая;

 – интеллектуальная готовность.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка, желания ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью – обучением. В идеале, у детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе, то есть внутреннее желание, побуждение к какой-либо деятельности. Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки, но привлекают их различные факторы. К примеру, часто дети говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» и т.д., это все проявления внешней мотивации идти в школу. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью – обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать …».

Определить мотивацию ребенка к обучению можно с помощью упражнений-игр. Предложите ребенку рассмотреть выставленные в комнате игрушки, затем садитесь вместе с ребенком и начните читать ему новую сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте остановитесь и спросите, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Если ребенок хочет идти играть, у него преобладает мотивация к игровой деятельности. Дети с развитым познавательным интересом хотят слушать сказку дальше. 

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, активизирующие знания детей о школе. Например, «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле», «Чему учат в школе» и другие.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания, чему-то учиться, что-то познать.

Социально-психологическая готовность ребенка предполагает формирование и принятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, учебной деятельности и учителю. Большинство старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же многие дети стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет сформировать не только позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умение быстро и легко устанавливать взаимоотношения.

Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе включает в себя умение общаться со сверстниками и учителями, желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе с другими, уметь прощать, ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать результаты своей работы, адекватно реагировать на замечания. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. О волевой готовности ребенка свидетельствует высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержание порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной и волевой готовности к обучению относят также позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника: сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения. Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем  «внутреннюю позицию школьника».

Ребенок с несформированной позицией школьника проявляет детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не поднимает руку, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения. Психологически готовые к обучению в школе шестилетние дети способны контролировать свои действия и установки, отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Не менее важна и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария» и его словарный запас. Задача родителей – поощрять проявление любознательности и наблюдательности дошкольника. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие дифференцированного восприятия (умение отличить фигуру от фона), концентрации внимания, аналитического мышления (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). Кроме того, важны рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. При поступлении ребенка в школу важен уровень разговорной речи, понятийного аппарата. Хорошо, если дошкольник помимо владения родным языком проявляет интерес к иностранным языкам, имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности, умеет вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

Вот, ориентировочно, что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе:

  1. Фамилию, имя свое и родителей.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
  4. Ориентироваться во времени, знать дни недели, месяцы, (их количество, последовательность), времена года, основные приметы каждого времени года.
  5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира. На их основе классифицировать предметы по следующим категориям: домашние и дикие животные; птицы, насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь и головные уборы; посуда, мебель. Уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
  6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т. д.).
  9.  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
  10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи явлений.
  11.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
  12. Уметь действовать по образцу, выполнить действие, нарисовать, написать по предложенному образцу.
  13. Знать все цифры, уметь посчитать до 20 в прямом и обратном порядке.

Это далеко не исчерпывающий список умений для будущего первоклассника. И, конечно, не только к ориентировке в этих знаниях и умениях сводится такое сложное психофизиологическое понятие как готовность ребенка к обучению в школе.

Очевидно, что подготовка к школе – важный и трудоемкий процесс и трех летних месяцев явно недостаточно, чтобы ребенок подошел к новому для себя жизненному этапу подготовленным.  Необходимо учитывать множество компонентов готовности ребенка к школе: физиологическую, психологическую (мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную) готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости и комфортному пребыванию ребенка в школе.

Что делать, спросят родители, чтобы мой ребенок наиболее комфортно начал свое обучение в школе?

Я бы посоветовала родителям быть активными взрослыми для своего ребенка, интересоваться всем, чем живет ваш малыш, развивать его. Благо, сейчас для этого есть множество литературы, всевозможных центров развития и т.д. Изучайте информацию о взрослении, признаках и способах гармоничного развития, главное – не будьте безучастными к судьбе вашего ребенка и стремитесь не подменять свое внимание и роль в его жизни всевозможными современными гаджетами или другими людьми.

И напоследок, пожалуй, самый главный совет для родителей: будьте интуитивными и активными родителями, любите своего ребенка и заботьтесь о его настоящем для его будущего! Счастливого детства вашим детям и счастливого родительства вам, дорогие взрослые!

 Инна Дубровина,

заведующая лабораторией посткурсовой поддержки и инновационного развития кафедры инновационного образования и информационных технологий

филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»

 Литература:

  1. Авраменко, Н. К.  Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. -М., 1972.-48 с.
  2. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. –  М., 1980.-250 с.

     3. https://psychologies.today/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий