Большие идеи Послания

Алма Мурзалинова, директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» по СКО, доктор педагогических наук, профессор

2019-2020 учебный год – особенный тем, что является «скрепой» двух Государственных программ развития образования и науки Республики Казахстан: на 2016-2019 и на 2020-2025 годы. В этой связи значимыми в системе образования остаются  последовательность и преемственность инновационного развития, когда логичное завершение одних проектов требует перехода – на их основе – в новые (по принципу все той же спирали, обогащающей национальное образование мировой практикой).

На старте нового учебного года прозвучали Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», его выступление «Воспитание трудолюбивой нации – фундаментальная задача педагогов» и выступление министра образования и науки А.Аймагамбетова на Республиканской августовской конференции. Эти обращения служат теми «большими идеями», вокруг которых следует выстраивать деятельность организации образования.

Ключевое требование в Послании – качество образования. Оно убедительно и наглядно, когда выражается в точных измерителях, например, в количестве: выпускников школы, поступивших в тот же год в вузы и трудоустроенных сразу после его окончания; одаренных детей, охваченных Дорожной картой действенной поддержки; квалифицированных педагогов сельских, в особенности малокомплектных, школ; колледжей в доверительном управлении крупными предприятиями; построенных школ для ликвидации 3-сменного обучения и др.    

На мой взгляд, нам необходимы такие национальные мониторинги, которые помогали бы сравнивать регионы, причем не только по уровню предметных знаний учащихся, но и по уровню сформированности у них «мягких» навыков, а также отслеживать со­циализацию выпускников школ и подростков из различных групп риска.

В системе образования наблюдается устойчивый переход от надзора и контроля к управлению качеством образования. Вместе с тем, К.Токаев отмечает проблему неэффективности действующей системы управления в регионах, предлагая перенести функции управления образовательными учреждениями с районного на областной уровень. А. Аймагамбетов, представляя конструктивные идеи реорганизации, справедливо полагает: образовательное неравенство между регионами и внутри региона – следствие несогласованности управленческих решений и действий на разных уровнях: «Областные управления не знают, что происходит в школах, не координируют, не имеют на это законных прав». Механизм решения проблемы – рамочная структура управлений на основе новой вертикали управления.

В этой связи, наряду со сравнительными национальными мониторингами, крайне важна грамотная, функциональная интерпретация данных мониторинговых измерений. Кроме того, для эффективного использования интерпретируемых данных с целью принятия грамотных управленческих решений по качеству образования целесообразен переход от рейтингов к ренкингам – сравнительным многопараметрическим оценкам с возможностью дифференцировать результаты оценок по интересующим конкретного пользователя параметрам. Такой ренкинг «собирает» объективную картину региона либо организации образования по принципу «здесь и сейчас», выделяя фокус имеющихся проблем, ресурсов, перспектив и напоминает в определенной степени  школьное критериальное оценивание.

В Послании прозвучало поручение Правительству – разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей, в рамках которой следует «отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах».

Действенным субъектом Дорожной карты в г. Петропавловске является  Дворец школьников с его инновационно-технологическим парком, отвечающим современным трендам в образовании. Развиваются и летние лагеря, максимально использующие возможности развития и самореализации в условиях open air.

Вместе с тем реализация Дорожной карты потребует создания возможностей лидерства педагогических работников. Безусловно, ожидаемый всеми нами Закон «О статусе педагога» можно рассматривать как механизм карьерного роста. Но карьерный рост и лидерство имеют фундаментальным основанием достижения профессионального развития и самореализации, на что направлены проекты МОН РК: программы PGCE (профессиональный сертификат в области образования) и «Руководитель новой формации», «боковой» вход в профессию, подтверждаемый статус гимназий и лицеев, новая система аттестации педагогов ТиПО с доплатой за квалификационную категорию, институт ротации и аттестации директоров школ, новые квалификационные требования для руководителей управлений и отделов образования.

Действительно, «главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному» (Касым-Жомарт Токаев).  

В мировой практике профессиональному развитию педагогов уделяют первостепенное внимание. Есть множество разных подходов, в числе которых выделю подход Ю. Хабермаса (1987г.): профессиональное развитие как система оценок и стандартов и профессиональное развитие как жизненный мир социальной группы.

На мой взгляд, проблемой является именно узкое понимание администрацией учебного заведения профессионального развития своих педагогов, что затрудняет модернизацию педагогического мышления.

Эффективный руководитель создает условия для разнообразия карьерных траекторий, предоставления своим педагогам постоянной обратной связи, на основе которой они могут совершенствовать свою деятельность, создания профессиональных сообществ, оплаты труда на основе действенных показателей деятельности. Словом, эффективный руководитель создает школу, которая, по словам К.Шамшидиновой, признает и разделяет победы своих учителей, в которой культурный интеллект «оказывает свое влияние на стиль и результаты преподавания каждого учителя».

Вселяет надежду о конкурентоспособном профессиональном развитии поручение Касым-Жомарта Токаева акимам областей – обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей. Также отвечает духу времени ваучерное повышение квалификации, когда педагоги будут получать ваучер и выбирать курсы в аудиторной и дистанционной форме. Но при всем разнообразии возможностей ваучерного повышения квалификации неизменными должны оставаться качество организации курсов и политика посткурсового сопровождения, что принципиально отличает деятельность НЦПК «Өрлеу». 

Послание народу Казахстана предполагает основной формат  деятельности в слышащем государстве – конструктивный общественный диалог.

Система образования – неотъемлемая часть такого государства, в которой голос каждого: ребенка, ученика, родителя, педагога, управленца – должен быть услышан.    

                                    

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий