СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ФИЗИКИ 7 КЛАССА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Ешимова У.З. –к.п.н., ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПКРО по Кызылординской области, стипендиант Международной программы «Болашак», «Лучший преподаватель» ВУЗ-а,

Ногайбаева Н.Б. – м. п. н., учитель физики.

 

 

 

В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. Ведущим средством обучения был и остается школьный учебник, а результативность и успешность обучения во многом зависит от качества содержания учебника. Ведь от того, с какими учебниками сядут сегодня за парты школьники, с какими знаниями они вступят в жизнь, зависит судьба идущих в стране реформ и будущее страны в целом. Учебник нужен, в первую очередь, ученику. Содержание учебников полностью должно соответствовать возможностям ученика. Проблема совершенствования содержания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня – особенно, когда в Республике Казахстан идет переход на 12-летнее образование.

Без знания физики невозможно представить современного полноценного среднего образования. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания [1. стр. 31].

Признавая совершенно справедливой мысль о том, чтобы дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения. Нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи и т.д.).

Традиционные средства обучения, в частности, учебные книги, далеко не всегда соответствуют требованиям педагогической доктрины, поэтому первостепенной задачей становится создание учебников и учебных пособии нового поколения.

Современный учебник физики должен создать условия для усвоения школьниками критического мышления. На основе такого подхода В. Г. Разумовский выдвинул концепцию учебника нового поколения [2. стр. 70].

Основные положения этой концепции таковы:

  •  содержание учебника и методика подачи учебного материала направлены на приобретение опыта деятельности в сфере физики как науки и в сфере ее практического применения;
  •  все содержание учебника строится на основе современного метода научного познания (принцип цикличности);
  •  подача учебного материала реализуется в форме экспериментальных и теоретических исследований для овладения школьниками научным методом познания;
  •  признание опыта деятельности в сфере физики становится решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

Концепция нового учебника физики на основе личностно ориентированного подхода к процессу обучения, сформулированная О.Ф. Кабардиным [3], состоит из следующих положений:

  •  сокращение учебного материала для обязательного изучения всеми школьниками (вместо 64 параграфов предлагается не более 35);
  •  обязательный материал по каждой теме урока должен представляться только на одном развороте учебника, что позволяет учащемуся легко ориентироваться в содержании темы;
  • учебник должен быть ориентирован на организацию самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся за счет увеличения числа лабораторных работ;
  •  каждый параграф учебника содержит дополнительный материал (история научных открытий, применения физических явлений в технике и повседневной жизни, задачи повышенного уровня).

Таким образом, учитывая выше перечисленные, а также обобщая требования к учебнику физики нового поколения, вытекает следующее:

  •  ядром содержания учебника должен стать метод научного познания, который задается через определенную логику;
  •  все структурные компоненты учебника ориентированы на реализацию деятельностного подхода в обучении;
  •  в содержании учебника должны быть заложены определенные условия по формированию интеллектуальных, функциональных умений и развитию творческой активности учащихся.

Таким образом, проблема анализа и оценки школьных учебников остается актуальной. Основная трудность заключается в отборе однозначных критериев и в создании простых способов классификации оценочной информации. На данный момент в методике физики нет строго однозначных процедур оценки качества учебника.

Для проведения сравнительного анализа мы выбрали несколько учебников физики 7-класса [4,5,6] основной школы применимых в нашей стране, лицевые стороны обложек представлены в рисунке 1.

Лицевая сторона обложки учебников по физике за 7-й класс

Рисунок 1

Количественный анализ структурных элементов для исследуемого учебника физики [4] представлен в таблице 1.

Структура учебника «Физика-7» – 1.
Таблица 1

Всего страниц-223

В «Білім-Инновация лицейі» (казахско-турецких лицеях) Республики Казахстан обучение физике осуществляется по программе KATEV Международного Фонда Образования. Учебная программа составлена по учебнику «Физика и астрономия» [4], но обучаются по учебнику «First step to physics -1» [5]. Здесь же, для изучения астрономических проблем используется дополнительный учебник «Astronomy», при изучении темы о движениях используется учебник «Mechanics», при объяснений давлении «Thermodynamics».

На наш взгляд, такой подход в обучений, при объяснений темы очень помогает изложить материал разносторонне, а учащимся углубленно, понять и запомнит материал.

Количественный анализ структурных элементов этого учебника физики [5] представлен в таблице 2.

Структура учебника «Physics -7» -2
Таблица 2

Всего страниц-181

В нашей республике (г. Байконур) функционируют школы в которых дети обучаются по Государственному образовательному стандарту (ГОСО) РоссийскойФедерации. В этих школах с успехом используются учебник «Физика-7» -3 под редакцией А.В. Перышкина и Е.М.Гутник [6].

Количественный анализ структурных элементов этого учебника физики [6] представлен в таблице 3.

Структура учебника «Физика-7» -3 Российской Федерации.
Таблица 3

Всего страниц-191

Проведение сравнительного анализа структуры и содержания школьного курса физики, а также  выявление качественных сторон учебников физики для основной школы позволит  учитывать особенности и недостатки, дополнить и совершенствовать содержание курса физика для 7- класса, а также составление структуры изучения физики.

Для сравнительного анализа вопросов к текстам параграфов в учебниках  мы использовали классификацию вопросов задании по признаку  организации процесса усвоения [7]. В таблице 4 приведено распределение вопросов по основной функции организации процесса усвоения.

Распределение вопросов к тексту параграфа по основной функции организации процесса усвоения
Таблица 4

Анализ распределения вопросов к тексту параграфа показала следующие результаты: наибольшее число вопросов содержится в учебнике [1] – (77%) направлено на выполнение репродуктивной деятельности: усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, что соответствует традиционным дидактическим целям обучения — усвоению предъявленных образцов (следование заданным эталонам). К исходным сведениям из учебного предмета учащийся в ходе репродуктивной деятельности не прибавляет никакой новой информации. Пример задания вопроса: Что называют механическим движением? Напишите формулу скорости, какова единица мощности в Международной системе единиц (СИ)? Такие задания содержится и в учебнике [3]-74%, а в учебнике [2] наоборот всего лишь 37,5% вопроса на закрепление знаний, воспроизведение изученного.

 В учебнике [2] наибольшее число вопросов на овладение приемами логического мышления и опытом творческой деятельности-37,5%.  Пример задания вопроса: Используйте ниже приведенные слова, для составления вашего предложения (измерение, время, секундомер, линейка, цилиндр, плотность, баланс, грамм, секунда).

Также в учебнике [2] намного больше вопросов соответствующих уровню применения знаний в малознакомой ситуации, чем в других сравниваемых учебниках [1] – 4%, [3]-5%. В этом учебнике множество вопросов-заданий нацеливают учащихся на анализ рисунков, графиков, на работу с таблицами.

При анализе вопросов, обеспечивающих закрепление и развитие, умений применять методологические знания в самостоятельной  познавательной деятельности, были выделены три типа заданий  и они представлены в таблице 5.

Распределение вопросов, выполняющих методологическую функцию
Таблица 5

Распределение задач по степени трудности выполнения выглядит так,  в учебнике [4] система подобранных задач в основном ориентирована на формирование умении решать задачи по образцу 40%, в новой ситуации 25% и в измененной ситуации 35%.

 Распределение задач в учебнике [5] таковы: одинаковый процент конструктивного 23% и по образцу 23% и наибольшее число задач творческого характера 54%. Поскольку основным объектом присвоения в задаче является мышление, то система задач в учебнике должна быть ориентирована на формирование логики познавательной деятельности школьника.

В учебнике [6] задачи распределены таким образом; применение знаний в новой ситуации-10 %, в измененной ситуации-37%, по образцу-51%. Следует отметить то, что задания творческого характера имеет место в учебнике [5].

Классификация лабораторных работ в учебниках физики
Таблица 6

Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов, выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно. 

Физика как направление естествознания является экспериментальной наукой, и соответственно курс физики должен строиться на экспериментальной основе.

Восточная мудрость гласит (Кун-цзы): «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь».

Через действие как аспект физического образования, который реализуется в процессе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, лабораторных работ, решение экспериментальных задач, обеспечивается формирование практических умений,  навыков  и их использование в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому физика как учебный предмет должна изучаться на эмпирическом уровне в обязательном порядке для любого школьника.

Важнейшей проблемой модернизации и условием качества обучения физике является создание хорошего учебника физики. Суть проблемы в том, чт существующие учебники устарели, они не интересны учащимся, так как не отражают новых представлений о мире и технике.

Отметим, что  ряд доработок позволило бы вывести Казахстанские учебники физики на качественно новый уровень в образовании и быть примером для подражания для соседних стран содружества.

Использованная литература.

  1. 1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе, М. Просвещение» 1981.-С.182.
  2. 2. Разумовский В.Г. Методы научного познания и качество обучения / В.Г. Разумовский // Учебная физика. 2000. — № 1. – С. 70 -76
  3. 3. О.Ф. Кабардин / Книга для учителя. М.: -Просвещение -2010.-С.
  4. 4. Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д Казахбаева. / «Физика и астрономия» 7 класс изд. «Атамұра» Алматы 2007 г. – С.
  5. 5. Semih Aydin, Osman Karaayvaz., «Physics» volume 1.modular system, publishing «Zambak» 2010- page 181.
  6. 6. А.В.Перышкин, А.В.Гутник / «Физика» 7 класс, изд. Москва. «Дрофа» 2006. – С.
  7. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника: вып. 1 — М.: Просвещение, 1974. С. 284.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий