Семья и школа – партнеры в воспитании и обучении
В 2019-2020 учебном году все шестилетние казахстанские дети переступили порог школы. Переход на обучение с шести лет связан с переходом на 12-летнюю форму обучения.
Нужно отметить, что шестилетний и даже более ранний возраст поступления в школу сегодня получил широкое распространение в странах ОЭСР (21 государство). Характерно это и для 60% стран по всему миру Шестилетний возраст – наиболее благоприятный (сензитивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого задатки в малыше могут не раскрыться в полной мере. Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. В этом возрасте можно и нужно успешно совершенствовать его речь, на основе природной любознательности пробудить познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности.
В общеобразовательных школах области при укомплектовании класс-комплектов учитывались возрастные особенности детей: формировались классы для шестилетних и семилетних.
Первая четверть учебного года – это время адаптационного периода, идет постепенное наращивание учебной нагрузки. Для успешного прохождения адаптационного периода рекомендуется последние уроки проводить в нестандартных формах (урок-игра, урок-представление, урок-праздник, урок-театрализация, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-импровизация). Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Учителями особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для адаптации ребенка к обучению в школе, которая будет способствовать его благополучному развитию, успешному обучению и воспитанию. Задача данного периода работы в первом классе – формирование у младших школьников внутренней мотивации к учебной деятельности.
В адаптационный период учителя большое внимание уделяют таким вопросам как: выстраивание отношений со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками, учиться в школе (то есть мотивационную готовность), работать в коллективе, разрешать конфликты со сверстниками, а также правилам учебы и игры, поведению в общественных местах.
Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале – в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Домашние задания в первом классе не задаются. В выходные дни рекомендовано чтение сказок и рассказов в небольших объемах.
Для развития мелкой моторики рук предлагается использовать элементы творческой деятельности: раскраска, лепка, конструирование, вырезание.
Ответственность родительской общественности в получении образования сейчас огромна.
В своем выступлении президент страны Касым-Жомарт Токаев на августовской конференции работников образовании сказал: «Нельзя перекладывать всю ответственность за обучение и воспитание наших детей на детские сады и школы, именно в семье формируется личность. Родителям первоклассников хотелось бы сказать: поддерживайте тесный союз со школой, учитель – первый советчик. Поддерживайте его авторитет, посещайте родительские собрания. Реагируйте на приглашения прийти в школу. Оказывайте школе помощь в организации досуга детей. Проявляйте инициативу. Повышайте уровень педагогической культуры семьи, не жалейте времени на чтение книг по воспитанию.
Для плодотворного сотрудничества школы и семьи в воспитании детей необходима передача педагогами родителям определенных педагогических и психологических знаний для повышения уровня педагогического мастерства родителей, что позволит им в любой ситуации воспитания чувствовать готовность к решению создавшихся проблем.
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие смайлики сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Только тесное сотрудничество: учитель – ученик – родитель, дадут положительные результаты. Ведь ребёнок, как семя, не только должен быть «посажен», но требует постоянного, ежедневного и кропотливого ухода, питания и удобрения, света и тепла. Тогда росток, а затем и взрослое растение будет расти на благо окружающему миру.
Семья и школа – партнеры в воспитании и обучении.
Нагима Назымбековна Жолдыбаева,
методист Инновационного центра развития образования Павлодарской области
Загрузка...