Высшая школа. Соизмеряя планы и реалии
Успешность развития инновационной экономики во многом зависит от тесной интеграции образования, науки и производства. Сегодня это является ключевым принципом образовательной политики большинства развитых стран, к числу которых относится и Казахстан. Не случайно одной из приоритетных задач признано создание сети региональных университетов, способных совершить качественные прорывы в различных областях науки и технологий. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2019 г. «О некоторых вопросах высших учебных заведении Министерства образования и науки Республики Казахстан» на базе нашего и Костанайского педагогического университета создается Костанайский региональный университет им. Ахмета Байтурсынова. С чем это связано?
В современном Казахстане, и это не является секретом, переизбыток вузов, в основном частных. Из 128 вузов 79 (а это почти 62 %) – частные. Согласитесь, что для страны, где население немногим больше 18 млн. человек, это много. Да, территория Казахстана по территории равна нескольким европейским государствам. Но в западных государствах количество частных вузов сравнительно небольшое. Например, в Германии – 0, 25 % от числа вузов по стране, во Франции – 0,27…
В свое время создание частных вузов было объективным и закономерным. Шло реформирование системы образования. Многие казахстанские вузы создавались в 90-е годы, и сейчас практически в каждой области их имеется до десятка. Есть в регионах технические, транспортные, сельскохозяйственные и другие учебные заведения. И в этом, безусловно, есть определенный плюс: создание большого количества учебных заведений в целом способствовало развитию высшего образования в стране. Но сегодня спустя годы, появляются новые задачи высшего образования страны. И они уже диктуют потребности создания централизованных вузов, что отражено в Постановлении.
Но оппоненты такое решение восприняли негативно, аргументируя тем, что региональные университеты «поглотят» педвузы и тем самым будет нанесен ущерб подготовке высших педагогических кадров. Но так ли это на самом деле?
На наш взгляд, подобные аргументы – несостоятельны. Практически каждый работающий в университете и педвузе знает, что в принципе подготовка специалистов в них одна и та же. Это касается подготовки историков, филологов, психологов, специалистов иностранного языка, физиков, химиков и других специальностей фундаментального плана. Разница, безусловно, есть, но она незначительна и существует только в объеме учебных часов по дисциплинам, которые проходят студенты. Поэтому подготовка педагогических кадров в региональных университетах – вполне реальная, не потребующая дополнительных затрат и усилий.
Создание региональных университетов позволило бы естественным путем провести оптимизацию вузов в Казахстане. Финансирование таких учебных заведений целесообразно осуществлять на паритетной основе – за счет бюджета государства (региона) и коммерческой деятельности самого вуза. Думается, что деятельность и авторитет регионального университета сами по себе позволят решить вопрос с нерентабельными вузами в каждой области: они просто не выдержат конкуренции. В результате региональные университеты объективно могут стать центрами учебно-методической и научной работы региона. По своей организационной структуре они могли бы готовить специалистов не только по прикладным специальностям (техническим, технологическим, медицинским, сельскохозяйственным и др.), но и что важно по фундаментальным.
В этой связи, нельзя не отметить, что сейчас большинство казахстанских университетов имеют мало признаков классических университетов. И дело даже не в проблеме остепененных кадров, сложившихся университетских традиций. Основная проблема, скорее, в содержании учебной деятельности – главной сфере функционирования вуза. Реальности таковы, что сегодня университеты готовят кадры фактически по всем специальностям, но преобладают прикладные направления. По большому счету, уровень подготовки специалистов, технологии обучения и другие важнейшие параметры деятельности больше напоминают работу институтов, техникумов, колледжей и школ советских времен. Подобная практическая ориентация в работе вузов в течении обретения Казахстаном суверенитета, привела сегодня не только к малочисленности специалистов фундаментального образования, но и к проблемам в развитии национальной науки в Казахстане. Но если в каждом регионе будут созданы укрупненные региональные университеты, которые заведены под единую концепцию создания регионального образовательного кластера, то эту проблему удалось бы решить.
И в этом плане в республике уже есть флагманы, в частности, в этом направлении работают такие вузы, как Казахский национальный государственный университет имени Аль-Фараби и Назарбаев университет. Многообещающие перспективы и у университета по IT-технологиям недавно открывшемся в Нур-Султане, где уровень подготовки специалистов заметно отличается от уровня выпускников в других отечественных вузах.
Динамика экономического развития региона настолько стремительна, что возникла необходимость создания в университете, да и не только в нашем, департамента по мониторингу потребностей рынка труда на перспективу. Это связно с тем, что мы живем в век высоких технологий. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы большая часть занятых на производстве будет высвобождена за счет внедрения высоких технологий. Это требование времени. Поэтому уже сегодня мы должны не только научить своих выпускников работать в цифре, но быть прагматиками и понимать, что в стремительно меняющемся рынке очень сложно получив одну специальность быть востребованным всю жизнь. Второе, мы должны обеспечить конкурентоспособность своих выпускников и уже сейчас прогнозировать конкретные предприятия своего региона, где им придется работать и какие технические специальности будут востребованы. И под эту единую образовательную политику мы должны уже сегодня подтянуть школьное образование не говоря уже о техническом. Вот это и есть региональный образовательный кластер.
Противники сокращения вузов в Казахстане заявляют, и не без оснований, что дело в конце концов, не в том, в какой форме собственности выступает то или иное учебное заведение. Дело в качестве подготовки специалистов в конкретном вузе. Понятно, что любое изменение в том числе в сфере образования, чревато какими-то рисками, потерями. Но мы, как профессионалы, непосредственно занимающиеся этой работой на протяжении многих лет, уверены, что процесс оптимизации влечет за собой только плюсы. Выиграют от этого не только студенты, педагоги и сотрудники, но и в целом регион.
Только прочная система регионального профессионального образования способна стать источником стабильного экономического роста, и в ее построении заинтересованы как местные власти, так и государство, и общество в целом.
Сафар Колдыбаев,
доктор философских наук, почетный профессор Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова.
Загрузка...