Модульный подход к изучению дисциплин в организациях технического и профессионального образования

Модернизация образования – это подготовка и выпуск конкурентоспособных специалистов, наиболее востребованных в условиях рыночной экономики.

Подготовка квалифицированных, активных, целеустремленных и востребованных специалистов в условиях рыночной экономики требует инновационного подхода в обучении и внедрения новых технологий обучения, способных сделать образование гибким, комбинированным, гарантирующим развитие у студентов творческого  мышления и направленным на активацию и повышение качества обучения.

С середины 1970-х годов по всей Европе и во всех развитых странах мира был осуществлен переход к разработке стандартов образования, основанных на компетенциях, работодатели обнаружили, что образование и программы обучения не соответствуют требованиям, что выпускники, недавно завершившие обучение по профессиональным программам, не отвечают практическим требованиям и нуждаются в дальнейшем образовании или обучении.

Для создания связи между образованием и требованиями рынка труда необходима гибкая отвечающая потребностям современной экономики система образования, которая может подготовить конкурентоспособных выпускников. Для решения данной проблемы необходимо было изучить реальное состояние рынка труда и будущие его потребности, эти потребности отразить в стандартах, основанных на компетенциях и преобразовать стандарты – в обучающие модули.

Начиная с 2006 г. в Казахстане все общеобязательные государственные образовательные стандарты по специальностям были разработаны на компетентностной основе.

Специалисты системы ТиПО под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан активно начали изучать и работать по пересмотру структуру и содержание образовательных программ, порядок проектирование учебных планов и программ от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержание технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию учебных модулей ориентированные на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).

В результате за 2013-2015 годы с привлечением экспертов таких зарубежных организации как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания),  JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь) были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетеностного подхода.

Изучения зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, показало, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержание модульных образовательных программ.

Обсуждая опыт совместной работы НАО «Холдинга «Кәсіпқор» по созданию новых образовательных программ, Министерством образования и науки РК было принято решение;

– с нового 2016-2017 учебного года начать внедрение в колледжах страны выше названные новые образовательные программы по 45 специальностям ТиПО;

– за 2016-2018 годы актуализировать, то есть пересмотреть все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетеностного подхода.

В первую очередь, при разработке модульных образовательных программ основанных на компетенциях, надо определить потребности рынка труда. Далее эти потребности мы выражаем в форме ожидаемых результатов обучения, т.е. обучающемуся необходимо приобрести знания, навыки, задачи и личные качества, которые необходимо изучить что бы достичь результатов на работе. Если традиционная система образования была основана на тщательно отобранных дисциплинах, определённом количестве часов  по дисциплине, то обучение, основанное на компетенциях – направленно на конечный результат, что будет уметь делать обучающийся по окончанию обучения.

Для практического внедрения обучения основанного на компетенциях модульная образовательная программа является оптимальным решением. Научно обоснованная модульная образовательная программа, основанная на компетенциях способна отвечать требованиям  современной экономики, так как:

  • Она является гибкой и чуткой к спросу сферы занятости, поскольку она основывается непосредственно на анализе потребности рынка труда, выраженной по средствам компетенции;
  • Она является гибкой с точки зрения обучающегося, поскольку можно проверить и подтвердить результаты обучения по установленным критериям;
  • Она является прозрачной в том смысле, что обучающиеся могут следить за процессом в обучении по законченным модулям;
  • Будущий работодатель знает, что умеют делать обучающиеся, а не только, сколько академических часов по данной дисциплине они посетили.

Но модульная образовательная программа может иметь недостатки, если она будет состоять из узких, мелких модулей специализацией не будет охватывать широкий спектр компетенции. Структурно-модульная образовательная программа должна состоять из профессиональных компетенции, которые дают описание требований профессии, вместе с общей целью обучения. Для достижения определённых компетенций нам необходимо уточнить содержание каждого модуля, его описания.

Разработка модульной образовательной программы всегда начинается с изучения запроса рынка труда которые затем структурируется с помощью анализов. Такая модульная образовательная программа выполняет ещё две дополнительные функции:

 – Эти подтверждения потребности рынка труда, когда рабочий учебный план уже разработан;

 – Необходимость сохранения данного рабочего учебного плана и его обновления с учётом меняющихся требований работодателей.

Резюме каждого модуля, содержащееся в формуляре для описания модуля, является идеальным пакетом информации для работодателя, на основаниях которого мы можем предложить ему анкету, как для подтверждения  программы, так и для его обновления. Работодатель так же должен указать в анкете свои ключевые требования в виде описания компетенции к выпускнику, т.е. перечислить, что должен уметь делать и что ожидает от потенциального работника на своём предприятии. Составленное на основе модульного описания анкета, позволяет работодателю избежать детальных подробностей разработки учебного плана которое не совсем им понятны, показывает прямую связь между требованиями по трудоустройству и чему должны стремиться научить в колледже обучающегося.

Структура модульной образовательной программы включает в себя следующие модули: общеобязательные модули, обязательные модули по специальности, модуль по выбору для определенной специальности и модулей, выходящие за рамки квалификаций. Каждый из модулей выполняет определённую функцию в достижении конечной цели – это соответствие компетенции данной специальности. Структура модулей выносит существенный вклад в определении базовых знаний и теории, интеграции теории и практики, структурирование обучение непосредственно на производстве или рабочем месте. Если в традиционных учебных планах существует проблемы перегрузки теоретическими знаниями, то в модульных программах это исключено, ибо каждый модуль ориентирован на требование по трудоустройству, т.е. компетенции по окончанию изучении модуля, четко определен ожидаемый результат обучения.

С внедрением модульного подхода основанного на компетенциях меняется и роль преподавателя. В традиционном обучении, роль преподавателя ограничивается обучением  и демонстрацией, при этом обучающиеся являются пассивными получателями знаний. В модульном обучении роль преподавателя изменяется, и он становится посредником, который должен создавать позитивную среду эффективную для обучения, так же помогать обучающемуся в процессе их индивидуального и коллективного обучения путем предоставления методического обеспечения, консультирования, наставления и советов.

Что касается интеграции теории и практики, то здесь необходимо по мимо поведения практических занятий непосредственно на производстве, управлять этими занятиями, так как обучающиеся сталкивается с реальными требованиями трудоустройства.

Обучение, основанное на компетенциях вносит изменения и в методику обучения – с «учить делать что то» на «помочь научиться делать что то». Необходимо сосредоточить внимание обучающегося цель обучения он должен четко понимать, что по изучению данного модуля он должен уметь конкретно выполнять работу и это умение будет продемонстрированно и оценено. Знание того к чему приведет учебный процесс и цели обучения являются одной из наиболее важных предпосылок для мотивации студентов.

Важно поощрять студентов к более ответственному отношению к учебе.  Разработка профессиональной компетенции – это не то чему можно формально «научить» ее нужно активно разрабатывать обучающимся работающим в «адаптируемом» учебном окружении. Обучающимся нужно дать возможность научится тому, как сотрудничать и общаться друг с другом и с миром за стенами учебного заведения. Одним из методов обучения в этом плане является работа над научными проектами. Здесь решаются следующие задачи – это определение цели проекта планирование работы поиск необходимой информации и сведений по теме изучении теоретического материала, выполнение собственного проекта, презентация проекта, отчет по теме, оценка проекта преподавателя и др. обучающимися. В процессе выполнения проект обучающиеся учатся работать в группе сотрудничать друг с другом искать информацию иметь возможность применить свою компетенцию, т.е. уметь применять умение и интегрировать новые умения в разные ситуации для того, что бы стать более уверенными в себе.

Модульное обучение даёт возможность обучающемуся контролировать свои учебные достижения так как каждый модуль оценивается отдельно. Преподаватель же переходит от роль (учить) к роли (помогать в обучении, курировать), создавать активную и позитивную среду для обучения предоставляя качественный методический материал. Предоставление качественного методического обеспечения – это прежде всего разработка структурированного учебно – методического комплекса для обучающегося (УМК), который содержит полный пакет материала по данному модулю. УМК должен содержать мотивацию и стимулирование обучающегося к достижению цели конкретного модуля, побуждать обучающегося искать больше информации и делать процесс обучения интересным.

   

Заместитель директора по научной работе
Талдыкорганского высшего политехнического
колледжа, Абдолданова Р.С.
Алматинская область

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий