Проект «Час Двигательной Активности»

Существуют мнения о том, что в настоящее время имеется пробел с точки зрения обучения навыкам физической активности, и считается, что это необходимо решить, поскольку активные дети с большей вероятностью станут активными взрослыми. Такое мнение на данном этапе уже перестало быть актуальным, с момента введения проекта «Час Двигательной Активности» (далее ЧДА) в «Назарбаев Интеллектуальную школу химико-биологического направления» города Шымкент. Согласимся, что школы должны играть жизненно важную роль в повышении физической активности детей и молодежи.

Аэробика

Проект ЧДА был введен в 2018 году для оздоровительно-образовательной работы учащихся. Содержание программы проекта состоит из двух частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможны успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ [1].

Данная программа предусматривает углубленное обучение базовым двигательным действиям. Занятия длительностью 40 минут согласно проекту, проводятся во время перерывов для учеников 7-11 классов и включают в себя следующие секции: современные танцы, футбол, волейбол, борьба, легкая атлетика, crossfit, ЛФК, велоспорт, аэробика. Общее количество учащихся, задействованных в проекте ЧДА – 636 (см. приложение 1).

Приложение 1

Проект ЧДА дает ученикам возможность не только быть физически активными сегодня, но и обучаться навыкам и поведению, способствующим поддержанию физической активности на протяжении всей жизни. Ученики проводят в школе более половины своего учебного дня. Физическое воспитание должно научить их, как правильно интегрировать физическую активность в свой день как на данном этапе, так и позже в жизни. Если не сейчас, то когда? Какое сообщение мы посылаем обществу, когда не можем найти время для занятий физкультурой или предложить его в качестве факультатива? Школы представляют собой благоприятную возможность для развития физической активности у детей. Буквально, у них есть «захваченная аудитория». Способность выкроить время для физической активности, будь то факультативы, физкультура или спорт, уникальна только для школ. Игра, физическая активность, физкультура, перемены и спорт – это заветные части детства. Преимущества каждого из них находятся на переднем плане научной литературы в течение последнего десятилетия [2]. Именно поэтому в «Назарбаев Интеллектуальную школу химико-биологического направления» был введен проект ЧДА.

Велоспорт

Физическая активность сама по себе имеет множество преимуществ и школы должны быть заинтересованы в детском здоровье, предлагая ученикам возможность больше времени уделять активной деятельности, которая так же оказывает успокаивающий эффект на импульсивных детей. Физические упражнения помогают с исполнительными функциями, такими как последовательность, память и определение приоритетов, которые способствуют необходимым навыкам для успеха в школе и в дальнейшей жизни. Проще говоря, физическая активность в школе стимулирует мозг к обучению [3]. По данным исследований пораженческое отношение или неспособность преодолеть предыдущие неудачи преобладают у слишком многих учеников. Физическая активность в школе – это тоже средство, чтобы укрепить силу воли, настроиться в жизни на победы. Физическая активность производит эндорфины, которые регулируют настроение, удовольствие и боль. Повышенное настроение может способствовать формированию отношения «я могу это сделать», которое помогает в обучении, когда ученики подходят к новым задачам как к вызовам, а не препятствиям [4].

Физическая активность также имеет академические преимущества. Казахстанский департамент образования изучил показатели физической подготовленности учеников и сравнил их с оценками учеников по стандартизированному тестированию по математике и языковым дисциплинам. Они обнаружили, что дети, которые занимались каким-либо видом спорта, набрали в два раза больше баллов на академических тестах, чем те, которые ни разу не посещали спортивные занятия [5].

Волейбол

Федерация Легкой Атлетики Республики Казахстан рассматривает спорт и физическое воспитание в школьном возрасте как «возможности для накопления физической активности в течение учебного дня и включают время, проведенное на площадках для физического воспитания, движение в классе, перерыв, ходьба или езда на велосипеде в школу, а также рекреационный спорт и активные спортивные игры, которые происходят до, во время и после школы» [6].

Проект, в отличие от обычных уроков физического воспитания, представляет собой один из немногих неструктурированных опытов школьного обучения. Это дает детям возможность «играть», использовать свои внутренние ресурсы для достижения побед, подготовку к соревнованиям и олимпиадам. Преимущества проекта не только в улучшении физической жизни детей, но также и в социальной: некоторые дети даже набираются смелости подойти к новому другу, знакомиться, играть в команде с ребятами из параллельных классов, чувствовать командный дух, сплоченность, ответственность – это один из лучших вариантов, помогающих для социализации застенчивых детей.

Ворткаут

Образование неизбежно связанно с экзаменами, заданиями, проектами, домашними заданиями, и это взваливает достаточное количество стресса на учеников. Наряду с ними у родителей также появляется бремя ожиданий, финансовые заботы. В сегодняшнее время чрезмерное использование социальных сетей заставляет детей страдать от социальной тревоги, зависти и усталости. В этом случае дополнительные 40 минут в день занятий спортом становятся отличным выходом, избавляет их от всех этих забот и ситуаций.

Нынешнее поколение страдает от ожирения с самого раннего возраста. Ожирение также сопровождается сопутствующими заболеваниями. Тучный ребенок склонен к таким заболеваниям, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, стресс, артериальное давление и т.д [7]. Привычки, сформированные с помощью физического воспитания, сделают их приспособленными к здоровому образу жизни с раннего детства. Это будет стимулировать их улучшать и поддерживать свое здоровье в будущем. ЧДА помогает нам поддерживать своевременный график физических нагрузок. Ученики становятся более спокойными и собранными, и тогда они могут больше сосредоточиться на своих целях.

Школьные спортивные состязания также играют важную роль в поддержании активности детей в школе. Проект ЧДА дал ученикам возможность подготовиться к спартакиаде, в результате этого ученики нашей школы заняли 3 место в городе Кокшетау по шахматам и тогызкумалак; 1 место по баскетболу среди мальчиков и девочек в городе Семей; 3 место по волейболу и футболу среди девочек в городе Шымкент.

ЛФК

Однако это не единственные плюсы внедрения проекта. По данным результатов опроса учеников и их родителей за 2018-2019 учебный год, выяснилось, что влияние ЧДА на образ жизни было осуществлено с трех позиций: улучшение с физической стороны жизни – 52%, улучшение с эмоциональной стороны – 16%, улучшение успеваемости обучения – 1,1% (см. приложение 2).

Приложение 2

Среди родителей, участвовавших в опросе, 90% ответили утвердительно на вопрос «Поддерживаете ли Вы ЧДА?», 10% – другие ответы. Следующее анкетирование планируется на конец 2019-2020 учебного года.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физическое воспитание помогает детям быть активными, сосредоточенными, собранными и счастливыми в жизни; делает дисциплинированными и организованными. Привычки, сформированные с помощью физического воспитания, как правило, остаются на всю жизнь. Обычно ученики рассматривают уроки физической культуры так, как будто это еще одна вынужденная деятельность, но с помощью проекта ЧДА удалось перейти этот барьер страха и неприятия физической деятельности; удалось культивировать в детях любовь и стремление заниматься спортом, относиться к спорту не как к чему-то, чего стоит бояться из-за возможных неудач, но преодолевать возникающие неудачи, идти вперед к победе. Учащиеся, занимающиеся спортом, чаще становятся активными подростками, которые, в свою очередь, чаще являются активными взрослыми.

  

Библиографический список

  1. Чеченов Х.Д., Фетисов В.А. Информационно-аналитические материалы по теме «Спорт в школе» (подготовлены Аналитическим управлением аппарата Совета Федерации) // Спорт в школе: актуальные проблемы: библиотека журнала «Вестник». 2009. №6. С.13-23.
  2. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Мочёнов, Л.И. Лубышева. М.: Теория и практика физ.культ., 2009. 320 с.
  3. Михайлов Н.Г. Физическая культура в новом формате // Вестник образования: концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. 2011. №2. С.34-40.
  4. Подросток: нормы, риски, девиации / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.
  5. http://www.edu.gov.kz/ru/dokumenti/list.php?SECTION_ID=85
  6. https://qazathletics.kz/ru/rezultaty/arhiv/2018/rk
  7. Палагина З.Н. Физическая культура в контексте трудового потенциала: автореф. дис., Саратов, 2007. 24 с.

 

 

Даирбекова Лаззат Жаилибаевна
учитель-стажер, магистр «физическая культура и спорт»
Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления, город Шымкент

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий