Инновационная деятельность школы: проблемы и перспективы
Обновление содержания образования – это требование времени. Первый Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках – это, безусловно, значительный шаг вперед.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Во многих странах мира для внедрения инноваций в системе образования применяется подход «экспериментальной площадки» или «передовой школы». По этому принципу была построена работа и в Кызылординской области. Для распространения передового опыта, современных методов и технологии обучения были определены 30 «ведущих» школ ЦПМ. В их состав вошли 22 инновационные школы региона, к ведущим школам прикреплены 242 магнитные школы. В число таких инновационных школ вошла и школа-лицей №14, руководит которой Бекеева Шара Алмашовна, учитель математики высшей категории, педагог-исследователь.
Начало жизненного пути ныне известной за пределами области и республики школы-лицея №14 имени Н.К. Крупской относится к 1910 году. Её прародителем была церковно-приходская школа, в 1930 году школа была преобразована в семилетку, а в 1938 году она была реформирована в среднюю. В 2011 году средняя школа № 14 получила статус школы-лицея. Как видите, школа имеет славную историю.
Инновационная направленность педагогической деятельности нашей школы предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. С этой целью были подготовлены 4 школьных тренера по методике и технологии обучения, 2 координатора по критериальной системе оценивания и 1 координатор по работе с сетью магнитных школ.
Целью инновационной деятельности нашей школы является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, оказание помощи ребенку адаптироваться в сложном современном мире.
Несомненно, всего этого можно добиться при использовании инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где учитель выступает не только как лектор, но и как учитель-сценарист, режиссер, партнер. Конечно, были определенные трудности при составлении плана работы школы, были недопонимания со стороны учителей. Поэтому для достижения определенного результата инновационную деятельность в школе мы решили осуществлять по нескольким направлениям, таким как обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий и методик, инновации в организации образовательного процесса, организация интеллектуально-творческой деятельности учителей, организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся, реализация инновационных педагогических проектов и программ, работа над созданием имиджа школы, создание благоприятной воспитательной среды.
Инновации в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в деятельности школы, увеличили значимость комплексного решения большого числа вопросов, связанных с жизнедеятельностью образовательного учреждения. На сегодняшний день в школе обучаются 1118 учащихся и работают 90 учителей. Из них 8 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 18-первую, 12 педагогов – вторую. За последние два года в национальном квалификационном тестировании приняли участие 40 учителей, среди которых 1 педагог-мастер, 17 педагогов-исследователей, 12 педагогов-экспертов и 9 педагогов-модераторов. Среди них – обладатели медали «Шапағат», нагрудного знака «Отличник образования РК», «Почетный работник образования РК», «Почетной грамоты» и «Благодарственного письма» Министерства образования и науки РК, РНПЦ «Дарын», победители республиканских и областных профессиональных конкурсов, обладатели гранта акима области с денежным вознаграждением, победители районной предметной олимпиады.
Решение новых задач коллективу школы – коллективу единомышленников – по плечу. Вот уже несколько лет школа работает над методической темой «Компетентностный подход в обучении на основе внедрения инновационных технологий в рамках обновления содержания образования». В целях распространения опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в школе под руководством заместителя директора по воспитательной работе Жумагуловой Г.К. осуществляются проекты «Шаңырақ», «Bonus.nis», «Теd.nis», «100 книг, которые нужно прочитать» и др. Ученики активно участвуют во всех проектах воспитательной работы. В качестве стимула в этом учебном году при поддержке меценатов победители проекта «Шаңырақ» посетили мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане. В этом учебном году планируется поездка в сокровищницу Казахстана – Бурабай.
За четыре года работы, будучи инновационной и ресурсной школой, было создано сетевое профессиональное сообщество «Самғау». Целью деятельности опорной площадки являлось распространение и внедрение актуального педагогического опыта по направлению «Инновационные идеи и методические решения в условиях введения ГОСО в начальной и основной школе». В целях распространения актуального педагогического опыта проводятся районные и областные семинары.
Уходящий 2019 год порадовал нас хорошими результатами. Это кропотливый труд наших педагогов и целеустремленная, направленная на результат работа наших учеников. Так, сразу две ученицы, став призерами областного тура республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, приняли участие в республиканском туре. Ученица 10 класса Кожантаева Улболсын (учитель-предметник Кунарова Ж.К.) была награждена грамотой РНПЦ «Дарын» за особые успехи, а экс-ученица 11 класса, ныне студентка 1 курса Западно Казахстанского Медицинского университета им. М.Оспанова, Жеткергенова Жанерке стала победителем республиканской олимпиады по русскому языку и литературе ( учитель-предметник Адилова К.). Ученица 4 класса Бозжигит Баян (учитель-предметник Куанышбаева А.) стала победителем республиканского конкурса научно-исследовательских проектов среди учащихся 1-7 классов «Зерде». Участники школьного дебатного клуба «Знатоки» Жетес Акгуль, Джубаниязова Мехруза, Амангельдиева Бекзат приняли участие в республиканском туре дебатов среди учащихся 8-10 классов и были удостоены номинации «Самая сплоченная команда» (руководитель клуба Майлыбаева А.Н.). Ученик 10 класса Абжамиев Айбек принял участие в республиканском конкурсе по казахской литературе и музыкальной импровизации «Акберен» и был удостоен грамоты РНПЦ «Дарын» (учитель-предметник Тулепов К.), а ученица 11 класса Советова Гулим была награждена грамотой РНПЦ «Дарын» за особые успехи в Президентской олимпиаде по предметам естественно-математического цикла (учитель-предметник Карабаева К.).
Это толька малая часть всех побед учеников и учителей. Самым главным достижением года явилось призовое 3 место в республиканском конкурсе «Білім ордам», организованном республиканской газетой «Білім айнасы». Порадовали нас и выпускники школы: из 43 учащихся пять учеников – обладатели нагрудного знака «Алтын белгі», 21 ученик стал обладателем образовательного гранта, 2 ученика обучаются на бюджетной основе в Российских высших учебных заведениях, продолжив список обладателей гранта акима области.
В 2020 году школа отметит свой 110-летний юбилей. Этот день ждут-не дождутся тысячи выпускников школы из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы отдать дань памяти тем, кого уже нет в живых: своим Учителям, старшим товарищам, одноклассникам и просто Школе… за то, что она есть и продолжает воспитывать мальчиков и девочек, будущих строителей нового казахстанского социума!
Дальнейшую свою работу педагоги и ученики видят в реализации программы развития школы, поддержке творчески работающих учителей, вовлечении способных и одарённых детей в олимпиадное, конкурсное движение, проектно-исследовательскую деятельность, развитие издательского дела, взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить, которые невозможно, работая по-старому. Поэтому неудивительно, что одним из стратегических направлений в образовании становится инновационная деятельность школы.
Жанна КУНАРОВА,
заместитель директора по учебной
работе школы-лицея № 14 им. Н.К.Крупской
г.Аральска Кызылординской области