Преемственность основного общего и профессионального образования

Бучина И.С. гл. специалистотдела мониторинга и анализа филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

Когда преподаватели профессиональных учреждений говорят о недостаточном качестве подготовки специалиста, то сетуют на то, что поступают выпускники с невысоким коэффициентом «IQ», обвиняя при этом прежде всего общеобразовательную  школу. И не задавая себе вопрос «А что мы сделали для изменения ситуации?» Современный менеджмент качества предусматривает тесное социальное партнерство не только с потребителем в лице работодателя, которому всегда уделяется должное внимание, но и с поставщиками в лице общеобразовательных школ.

Сегодня необходимо переходить от установки «нам должны» к позиции «чем наше учебное заведение может быть интересно всем заинтересованным лицам».

Высококвалифицированные руководители профессиональных учреждений создают эффективную систему взаимодействия  с общеобразовательными школами по профессиональному самоопределению учащихся для обеспечения осознанного выбора ими будущей специальности, профессиональной карьеры, адекватной оценки своей профессиональной перспективы.

Единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, объединяет школу, профессиональные учебные заведения различного уровня, организации-работодателей. Такая система сочетает в себе все основные подходы – информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий.

Информационный подход направлен на обеспечение достоверной информацией о современных востребованных профессиях, профессиональных учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и  планировании  карьеры. Наиболее эффективными формами профессионального осведомления учащихся являются дни открытых дверей, встречи с работодателями, распространение справочников, статей в СМИ, видеоматериалов, использование сайта с информацией об учебном заведении и описанием специальностей, поисковых систем в Интернете.

Диагностико-консультационный подход предполагает   установление соответствия оптанта тому или иному виду деятельности, учитывая индивидуальные особенности  и требования к профессиям через проведение интервью-собеседования, анкетирования, профориентационного и психологического консультирования, тестов, оценивающих потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции). Этот подход применяется для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п. В данном подходе широко используется комплексная компьютерная диагностика.

Развивающий подход обеспечивает формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессии и успешного трудоустройства. Эффективным средством реализации подхода являются тренинги, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения («Эффективное общение – залог успеха», «Основные каналы получения и переработки информации», «Внимание-сила» и др.); деловые игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений; психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции; обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы; составление резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.

Активизирующий подход формирует внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность подхода в том, чтобы через элементы игры, нестандартные вопросы вызвать интерес к проблеме профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы. Здесь наиболее эффективными средствами являются активизирующие опросники, система принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.), профессиональные пробы.

В идеале профориентационная помощь имеет системный и многоступенчатый характер.

Все направления должны быть системно представлены в комплексе профориентационной работы, в противном случае существует опасность, что выбор будет сделан недостаточно осознанно или не будет сделан вовсе.

После окончания основной школы учащимся важно определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему. Для этого они должны уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией. Иными словами, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, формирующие ценностно-смысловые аспекты самоопределения, и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения.

На протяжении всей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора пути дальнейшего развития, и от того, насколько успешным и осознанным он окажется, будет зависеть его результативная самореализация. Следовательно, единая профориентационная работа общеобразовательной школы и профессионального учебного заведения остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред.   

Бучина И.С. гл. специалист
отдела мониторинга и анализа
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий