Семинар – практикум «Развитие рефлексивных навыков у педагогов и учащихся»

Целью семинара – практикума «Развитие рефлексивных навыков у педагогов и учащихся» было, рассмотреть, какие препятствия в обучении могут быть устранены посредством изменения практики, как побудить учителей размышлять и развеивать свои сомнения и развитие у учащихся рефлексивных навыков В организационном моменте очень помог мне приём «Грани сходства»:

«Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся.

Практикуйтесь!»

Объединение в группы по высказываниям педагогов, поэтов и психологов дало педагогам пищу для размышлений

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.»         

Д.Бруно

 

«Не мыслям надо учить, а мыслить»

И. Кант

 

«…Школа должна помочь ребёнку заглянуть в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его неповторимой сущностью.»   

А. Маслоу  

« Рефлексия в юности выполняет большую духовную работу, именно с её помощью совершается самое главное открытие юности – открытие внутреннего мира»

Кон

 « Автоматического развития рефлексии не происходит…»

М. Холодная

« Сомнение доставляет мне не меньше удовольствия, чем знание…»

Данте

 

На этапе вызова прочла удивительную историю о Кафке.

Приём «Чтение с остановками» удачно помог мне завладеть вниманием аудитории

“Живя в Берлине, Франц Кафка каждый день прогуливался по парку. Там он однажды встретил маленькую девочку, которая потеряла куклу и громко плакала. Кафка предложил ей помочь в поиске и встретиться на том же месте на следующий день…

Как вы думаете, какой выход нашёл писатель?

Куклу знаменитый писатель, конечно, не нашел. Но зато принес написанное им от ее лица письмо. «Пожалуйста, не огорчайся моему отсутствию, — зачитывал вслух Франц. — Я уехала в путешествие, чтобы повидать мир. Буду писать тебе обо всех своих приключениях». Следующие несколько недель они встречались в парке, и писатель читал девочке письма, в которых кукла в красках описывала свою поездку. Вскоре у Кафки случилось обострение туберкулеза, и ему потребовалось отправиться в санаторий в Вену. Перед этой поездкой, ставшей для писателя последней, Кафка …

Как вы думаете, что предпринял писатель?

А вот как было на самом деле: встретился с девочкой и подарил ей куклу. Она была совершенно не похожа на ту, что девочка когда-то потеряла. Но к ней прилагалась записка:…

Предположите, что было написано в ней.

«Мои путешествия изменили меня».

Слово учителя: каждый наш день – это путешествие. Каждый наш день – это маленькая история…

О чём мы сегодня будем говорить? Безусловно, о рефлексии, о пути к ней и педагогов, и учащихся.

1. Попробуйте определить наиболее доступный и вместе с тем эффективный способ человека к рефлексии? Как  можно развить рефлексивные навыки?

Пусть подсказкой вам будет следующее высказывание:

« Первым ключом к мудрости является постоянное…»  ( Пьер Абеляр)Это наиболее доступный и вместе с тем эффективный способ человека к рефлексии.

( вопрошание). Правильно, надо задавать вопросы, искать на них ответы, анализировать и свои вопросы, и свои ответы.

 

    Рефлексивный практикум

Задание

Упражение «10 вопросов», развивающее способность к вопрошанию и вдумчивому анализу.

Составьте список из 10 вопросов, которые важны для вас в данное время. Он должен вас волновать. Пишите быстро, фиксируя все мысли, которые приходят в голову.

Ваш список готов. Просмотрите свой список с начала до конца и выделите маркером вопросы, которые повторяются, разным цветом. Теперь проанализируйте, что получилось? О чём большинство вопросов? Не пытайтесь оценивать темы.

Теперь определите в вашем списке три вопроса, которые кажутся вам важными. Выпишите их в порядке значимости для вас: от единицы и до трёх. Проанализируйте их. Почему они пришли вам в голову? Как давно они вас беспокоят? Задают ли себе эти вопросы ваши друзья? Какой ответ вы можете дать? Почему этот ответ? Задумайтесь, могут ли поставленные вопросы побудить вас к принятию важных решений?

2 Задание     

https://docs.google.com/forms/d/1dWLpHPi2XP9CYTCC_GAcilbnleTU1rpNtqhiB-gJtUk/edit

Тест на склонность человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений.

Ответьте письменно на предлагаемые ниже вопросы, выбирая ответы «да» или «нет». Учителя с увлечением решали тест «Импульсивность» и осознали, на каком уровне находятся их рефлексивные навыки, что западает и что нужно развивать

Тест

Отмечаете  ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?

Присуще ли вам в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях?

Следуете ли вы при принятии решения правилу «Семь раз отмерь, один отрежь»?

Замечаете ли вы за собой склонность говорить не думая?

Присуще ли вам поступать под влиянием чувств?

Склонны ли вы к тщательному обдумыванию того, что планируете?

Вызывают ли у вас раздражение люди, которые не могут быстро решиться на что – либо?

Рассудительный ли вы человек?

При намерении что- то сделать для вас важнее эмоции, а не разум?

Характерно ли для вас нежелание долго перебирать различные варианты при принятии решения?

Часто ли вы ругаете себя за поспешные решения?

Когда вы принимаете решение, то прежде всего думаете, к чему это приведёт?

Обычно вы колеблетесь, не можете принять решение до последнего момента?

При решении даже простого вопроса вы должны всё обдумать?

Можете ли вы при конфликте, не раздумывая, дать отпор обидчику?

Ключ:

За ответы «Да» на вопросы 1  2  4  5  7  9  10  11  12  15 и ответы «Нет» на вопросы 3  6  8  13  14  начисляется по 1 баллу. Чем больше набранная сумма, тем больше склонность к импульсивным действиям. Чем меньше сумма баллов, тем больше склонность к рефлексивности при принятии решений.

Анализ теста на рефлексивность показал, что учителя находятся на различных уровнях в развитии рефлексивных навыков:у троих – хорошие навыки рефлексии – 4 балла, у двоих педагогов средние навыки рефлексирования – 7 баллов, у одиннадцати – слабые ( от 8 до 12б). Поэтому  вместе сделали следующий вывод: рефлексивные навыки надо самостоятельно развивать и доводить до автоматизма

Хуторской  в работе «Современная дидактика» (2001) показал нам, чем отличается гуманная педагогика от традиционной.

 

Каким образом вы осуществляете обратную связь? Какие вопросы задаёте?

Помните: пустые, «стерильные» вопросы не побуждают к мысли, они лишены эмоционального заряда. Слишком трудные вопросы отбивают желание размышлять. Какие же вопросы провоцируют рефлексию? Те вопросы, в которых есть что- то, о чём хочется подумать. Это подлинные проблемные вопросы, когда ученик заинтригован, озадачен и находится в замешательстве.  Это далеко не простое умение ставить перед учениками  проблему.

Каковы мои результаты?

Чему я научился?

Какое задание вызвало интерес и почему?

 Как я выполнил задание?

Что я чувствовал при этом?

 Каковы были мои трудности?

 Как я их преодолел?

Какой мой самый большой успех за четверть, этот год?

В чём я изменился?

 Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?

Скажите, кто учит трёхлетнего малыша задавать  свои бесчисленные вопросы: Что? Когда? Почему? Зачем?

Вопросы появляются тогда, когда есть интерес.

Решение рефлексивных задач оживило деятельность педагогов, и они стали делиться историями из своей педагогической практики. С заданиями  педагоги замечательно справились, доброжелательная атмосфера и применённые  приёмы привлечения внимания и приёмы критического мышления позволили нам достичь коллаборативной среды и эффективной работы на семинаре.

 

Педагоги живо размышляли о роли проблемных ситуаций в развитии рефлексивного мышления.

Задание 1:

На вашем  уроке учащийся не захотел вместе со всеми анализировать свою деятельность и свои проблемы. Найдите тактичный подход к учащемуся. Как поступит вдумчивый учитель?

Задание 2:

Случалось ли вам, будучи учеником или студентом, пережить «столкновение» с проблемной ситуацией на занятии, которую создал для вас ваш учитель? Какой это был путь к познанию: лёгкий или трудный? То, что вы помните эту проблемную ситуацию и сейчас, что – нибудь для вас значит?

Задание 3:

Попробуйте придумать свою проблемную ситуацию, которая могла бы побудить ваших учеников к размышлению. При этом вспомните, при каких условиях ученик принимает проблему?

Задание 4:

Поразмышляйте над высказыванием известного педагога – публициста С. Соловейчика о том, что на уроках литературы «должны задаваться вопросы, на которые не знает ответа ни автор, ни учитель, никто» ( по Курганов, 1989,с.9) Попробуйте подыскать веские аргументы, подтверждающие вашу точку зрения по данной проблеме. Постарайтесь также представить, какие мнения на этот счёт могли бы иметь ваши коллеги.

Задание 5:

Вы учитель биологии, объясняя тему о маскировочной окраске рыб и насекомых, перешли к описанию яркой окраски бабочки Монарх. Сформулируйте проблемный вопрос учащегося, касающийся беззащитной бабочки.

Педагоги поняли, что рефлексивные навыки автоматически не развиваются, над этим надо упорно каждый день работать: задавать вопросы, анализировать и вопросы, и ответы. Только ре

Во время рефлексии педагоги выполнили итоговый рефлексивный практикум, анализ которого показал, что такие семинары – практикумы учителям общеобразовательных школ необходимы. Меня радует ещё один факт: обучая педагогов, я обучаюсь сама.

 

Упражнение  для всех « Поставь себя на место другого»

Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором вы вели себя, честно сказать, заносчиво. А теперь закройте глаза, расслабьтесь и представьте себя на месте того учителя… Представили? Теперь спросите у него, какое впечатление он получил от общения с вами? Что бы мог бы сказать о вас ваш собеседник?… Затем проиграйте в своём воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнёра приятное впечатление. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась ваша внутренняя позиция? Вы осознали, какая это позиция. :

Доказать свой авторитет

Позиция равноправия

Задумайтесь, какая позиция оптимальна для вас. Проанализируйте вашу внутреннюю позицию в общении с вашими учениками.

Вывод:

Рефлексирующий учитель анализирует и исследует свой опыт. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник. «Учитель – это «вечный ученик  своей профессии». Рефлексировать – это значит задавать себе  главные вопросы:

«Что я сейчас делаю и почему» ( Kalverde)

Лично для меня, главных три вопроса:

Кто я?

В чём моя роль?

Во имя чего я живу и работаю?

Обратная связь:

Итоговый рефлексивный практикум – онлайн в Google – форме ( по гаджетам). 

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd1ZBYvuQQyH8ra-PyxuCNpk6JDRk6A62DqPCR6BVSDetxXmA/viewform

А у кого их нет, на А4

1. Что нового для себя я открыл (а) сегодня?

2. Какая идея или мысль произвела на меня наибольшее впечатление?

  1. С какими идеями я не могу согласиться? Почему?

4.Какой вывод для себя я могу сделать?

5.Какие из мыслей мне могут пригодиться в дальнейшем?

ЦОР( цифровой образовательный ресурс): https://wordwall.net/ru/resource/765761/

Домашнее задание:

Понаблюдайте за собой: вы часто улыбаетесь?

Каким вы представляете себя в общении с учениками: сдержанным или улыбающимся?

С каким лицом вы обычно входите в класс?

Проанализируйте себя: вы чаще улыбаетесь своим ученикам, коллегам или незнакомым людям?

Если вы сдержаны в улыбке, подумайте, что вам мешает?

Анализ итогового рефлексивного практикума показал, что педагоги правильно делают выводы о необходимости развивать рефлексивные навыки изо дня в день. У многих возникла идея провести подобные задания со своими коллегами

 

Использованная литература:
Дьюи Д. «Как мы думаем?»
Бизяева А.А. «Психология думающего учителя»
Загашев И.  «Умение задавать вопросы»
Гелб М.Д.  «Как мыслить подобно Леонардо да Винчи?»
Хуторской А.В. «Современная дидактика»
Кулюткин Ю.Н. 2рефлексивная регуляция мыслительных
ействий»
Халперн Д. «Психология критического мышления»

Тренер курсов «Рефлексия в практике»

Амитова Айгуль Алшынбаевна
Учитель русского языка и литературы НИШ ХБН г.Алматы

                              

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий