Чему нас научил месяц дистанционного обучения: опыт ТарГУ

С 16 марта текущего года все учебные заведения нашей страны перешли на дистанционное обучение. Нельзя сказать, что это новая форма обучения для вузов. Многие вузы уже на протяжении ряда лет занимались  вопросами дистанционного обучения.  Однако в таком варианте, когда всё одним махом перешли на такой формат  – для Казахстана впервые.

Сказать что все  просто – нет. Оказалось что все те наработки, которыми мы пользовались несколько лет,  годны для одних курсов и совсем не подходят для других.

Обучение в течении месяца в таком формате показало, умеем ли мы учить дистанционно? Достаточно ли тех ресурсов, которыми мы владеем? Умений и навыков преподавателей достаточно, чтобы вести такие формы обучения? И что нужно, чтобы дистанционное обучение было качественным?

На мой взгляд, для этого  необходимо  иметь:

Во-первых, качественный систематизированный контент.  Хранить электронные курсы, тесты, видео и другой учебный материал в одном месте, а не на компьютере  и флешке. Ранее материал преподавателями систематизировался. Однако новые реалии потребовали, чтобы этот материал был адаптирован с учетом онлайн возможностей студентов, технических возможностей вуза. В любое удобное время студент должен  иметь возможность зайти на портал и повторить пройденный материал. Сейчас уже мало иметь текстовый контент. Требуются инструменты для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров. Уже нужны не просто слайды, а слайды, совмещающие  текст с графикой, добавлением анимации, с дикторской начиткой, с записью видео лекции. Сегодня для составления контента не обязательно быть программистом или дизайнером – достаточно знать PowerPoint. Программа предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов шаблон, дорабатываешь под задачи курса и верстаешь свой контент. И эти возможности безграничны.

Во-вторых, необходимо иметь обученный преподавательский состав, который понимает, как создаются курсы, из каких элементов состоят, как давать задания студентам и как их проверять, какие формы при этом использовать, как заполнять электронный журнал и за что ставить отметки.

Во время карантина всем вузам пришлось прокачивать персонал на расстоянии. Используя различные платформы (ZOOM, Google classroom т.д), обучать всех сотрудников работе с новыми платформами. Дистанционное обучение показало нам обилие различных инструментов для создания курсов. Даже был создан в Telegram корпоративный чат, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким ещё темам есть проблемы.

В-третьих, необходимо контролировать качество обучения. Это, наверное, самая сложная часть администрирования.  Существующая программа в  вузах позволяет по каждому материалу в ДО собрать детальную статистику. Всегда видно, кто получил задание, кто вошел в систему. Когда преподаватель проверил отправленное студентом задание. И, самое главное, можно увидеть прогресс студентов. Однако контроль студентов оканчивается теоретическим материалом.  Многие вузы в нашей стране были нацелены на то, чтобы курсовые экзамены проходили в самом университете.  Дистанционное обучение, совмещенное с карантином, когда никаких контактов нет, заставило нас вводить  новые инструменты для онлайн формы сдачи экзаменов.

В четвертых, возможность держать связь со студентами. Для этого преподаватели создают со своими студентами разные чаты, классы, где идет обратная связь. Хотя такая возможность существует и через портал ДО.

В пятых, все материалы для студентов и преподавателей должны быть доступны  с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.

Чему научил нас это месяц?

  1. Каждый вуз увидел свои сильные и слабые стороны. Что в дистанционном обучении требует пересмотра полностью? Где необходимо пересмотреть инструменты обучения? Где назрела необходимость обучить персонал? Где требуется и покупка нового оборудования.
  2. Это стало вызовом для преподавателей и многим пришлось срочно перестраиваться. Карантин проверил нас на профпригодность, мобильность, открытость новым вызовам современности.
  3. Доказал, что человек существо социальное и общение очень важный элемент воспитания.

4.Показал системные вопросы, которые не должен решать каждый вуз самостоятельно, а должна быть целая программа цифровизации образования. Не совсем понятно, почему каждый университет имеет свою платформу дистанционного обучения? Это ведь очень затратно.  И качество и возможности у разных вузов разные.  Было бы проще иметь единую систему и, учитывая глобальность дистанционного обучения, интегрироваться с самой качественной  системой дистанционного обучения (Moodle. Canvas и т.д.)

  1. Доказал необходимость единой корпоративной среды, где были бы представлены все службы вузов, сами преподаватели и студенты. То есть, необходимость всем регистрироваться в единой системе. Это бы решило впоследствии и юридические вопросы,  поскольку такой канал приравнивался бы к официальному обращению.
  2. Показал необходимость обучения кадров дистанционному обучению. Его методике. Само онлайн-занятие должен быть структурировано по-другому. Все задания на запоминание нужно заменить на проверку через навык. Необходимо формировать задания, чтобы студент применил знания и ответил.
  3. Показал что некоторые специальности дистанционно обучать невозможно (медицина, искусство и др.)

И это, наверное, самая малая часть того, что необходимо для качественной дистанционной формы обучения.

В последнее время на просторах интернета часто звучит вопрос: «каким будет мир после пандемии?» И многие говорят, он будет прежним. Наверное, так и будет. Мир изменится. Но каким бы он не был, студенты должны получить в стенах вузов весь набор навыков и умений, которые помогут ему противостоять вызовам современности.

Зауре Абдукаримова
декан юридического факультета
ТарГУ им. М.Х.Дулати

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий