Дистанционное обучение: вчера и сегодня

Земная цивилизация – порождение человеческого разума и рук человека.  Жизнь человека – постоянный процесс познания самого себя, окружающего мира и своего места в нем. Образование – результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний.

Сотни и тысячи лет назад образование подразумевало тесный личный контакт ученика с учителем, для чего требовалось посещение преподавателей на дому или посещение школ учениками. При наличии мотивации такая форма обучения давала хороший результат. Но, скорее, была привилегией избранных, чем правилом всех.

Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения, и начало его было еще положено Яном Коменским. Считается, что первая попытка дистанционной формы образования была предпринята им еще 350 лет назад, когда Коменский ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику» Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

В конце 18 века в европейских странах возникает обучение на расстоянии, так называемое «корреспондентское обучение», которое ввел Исаак Питман. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почты. Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году идеей образования на расстоянии воодушевился Чикагский университет, пригласив слушателей на первый факультет дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это, в первую очередь, взаимодействие обучающегося и преподавателя между собой на расстоянии (дистанционно), и такое обучение отражает практически все присущие учебному компоненту процессы.

Прогресс принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в конце 50-х годов прошлого столетия появились первые учебные передачи, которые еще не подразумевали обратной связи с учеником.

Начало эры персональных компьютеров и их внедрение в образовательную систему пришлось на 80-е годы прошлого столетия. Был сделан первый шаг к автоматизации образования: для изучения тех или других предметов стали разрабатываться программные игры.

Еще каких-то 50 лет назад невозможно было представить дистанционное обучение для большинства желающих, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю на рынке образовательных услуг планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку – все это позволяет сделать возможным дистанционное образование.

При правильной организации дистанционное обучение в школе дает возможность получать образование с максимальным учетом индивидуальности каждого пользователя, но в полном соответствии с государственными стандартами.

Отдельно стоит отметить, что дистанционное обучение – это в основном самостоятельная форма обучения, главным средством которого являются информационные технологии.

С началом 21 века такой тип образования набирает популярность и в нашей стране. Основное преимущество – гибкость формы обучения.  В современном мире информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. И сфера образования не является исключением Использование интернет – технологий и дистанционного обучения не является чем-то новым. 

На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны.  С появлением интернета появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определило место дистанционному обучению.

Проблемы, связанные и применением информационных технологий, в том числе и дистанционного обучения, исследуются. Однако, при всем при этом, дистанционное обучение не является базовым, оно носит лишь дополнительный характер. Обычные очные занятия все же остаются в нашей жизни, несмотря на быстроразвивающиеся информационные технологии. Все-таки   оно не сможет заменить живого общения.

 Дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы.  Изучение дистанционно предметов, которые требует большого количества   практических занятий, очень затруднено. Даже самые современные технологии не заменят реальной практики. Еще одним недостатком является и то, что такое образование не подходит для развития коммуникабельности не только с преподавателем, но и друг с другом, поэтому такая форма получения образования не способна развить такой навык, как работа в команде, которая на современном этапе образования очень актуальна. Кроме того, дистанционное обучение требует большой мотивации у учащихся, нужно поддерживать определенный темп   в обучении без помощи со стороны удается не всем. Недостаточная компьютерная грамотность также является минусом в данном виде образования, которая может стать проблемой в получении качественного образования.

 

Халыкова А.М.,
учитель физики школы-гимназии №44
г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий