Формирование навыков продуктивного чтения и говорения у учащихся 8 класса с казахским языком обучения при работе с несплошными текстами на уроках русского языка и литературы

В образовательной программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Programme Предмет «Русский язык и литература» (как второй язык – Я2) указаны требования, включающие умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивая и интерпретируя их. С этой целью нами используются различные педагогические подходы и стратегии обучения через работу со сплошными и несплошными текстами, помогающими в решении коммуникативно-функциональных задач. Согласно целям обучения (Ч1 понимать главную и второстепенную информацию сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвестными, повседневными знаниями, Ч4 владеть видами чтения, включая поисковое), учащимся часто приходится извлекать информацию из таблицы, схемы или графика, диаграммы, рисунков. Как показывает опыт, некоторые учащиеся затрудняются определять основную информацию, соотносить данные несплошных текстов из разных источников, объединять их и создавать устное высказывание. Таким образом, возникла необходимость формирования базовых умений работы с подобной текстовой информацией на уроках.
Актуальность проблемы также заключена в том, что учащимся приходится ежедневно сталкиваться с различными видами несплошных текстов и разбираться в их содержании – это афиши, рекламные постеры, инструкции, меню, объявления, каталоги, схемы проезда, карты сайтов и др. К тому же работа с объёмными сплошными текстами вызывает у учащихся трудности при понимании их содержания, определении микротем и детальной информации, поэтому в нашем исследовании мы решили опробовать наиболее эффективные способы работы с несплошными текстами для развития у учащихся навыков построения устного высказывания на основе извлечённой информации из несплошных текстов.
Целью нашего исследования является выявление эффективных методов и приёмов работы с несплошными текстами на уроках русского языка и литературы для формирования навыков продуктивного чтения и говорения у учащихся 8 класса с казахским языком обучения.
Для достижения поставленной цели мы проанализировали литературу и ранее проведенные исследования по данной теме, где представлены результаты использования несплошных текстов на уроках; осуществили выбор наиболее эффективных видов работы с несплошными текстами для отработки навыков чтения и говорения; обучили учащихся приёмам оценки и интерпретации информации несплошных текстов; проанализировали результаты исследования и сделали вывод по решению проблемы.
Своё исследование мы решили провести в преподаваемых нами 8-х классах. Уровень подготовленности учеников по русскому языку средний, большинство свободно владеют языком преподавания.
Объект и предмет исследования представляют процесс формирования у учащихся навыков работы с информацией средствами создания и преобразования несплошных текстов и процесс обучения качественной работе с несплошным текстом по русскому языку и литературе и в 8-ых классах с казахским языком обучения.
Нами были использованы такие методы исследования, как анализ литературы по теории и методике работы с несплошными текстами, изучение исследований практиков по данной теме и имеющегося педагогического опыта, анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, эксперимент.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: использование несплошных текстов на уроках русского языка и литературы способствуют умению учащихся понимать различные формы представления информации, переводить информацию в другие текстовые формы, самостоятельно создавать несплошные тексты, сопоставлять и сравнивать два и более несплошных текстов, строить устное высказывание на основе несплошного текста.
Практическая новизна данного исследования состоит в эффективном использовании приемов работы с несплошными текстами для формирования навыков чтения и говорения. Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы учителями на уроках русского языка и литературы и на занятиях элективных курсов.
Теоретическая база проекта основана на идеях исследователей И.Логвиной и Л.Рождественской, которые выявили эффективность работы с текстами различных видов для развития навыков функционального чтения и говорения. «Работа с текстами различных видов (счёт в банке, инструкция, анкета, таблица, схема и др.) позволяет повысить уровень функциональной грамотности, которая даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1].
Результаты анкетирование среди коллег, целью которого было выяснить, насколько бывает эффективной и продуктивной работа с несплошными текстами на уроках, показали, что такой вид работы позволяет экономить время на уроке, вся информация может быть представлена целостно и наглядно. Также работа с несплошными текстами позволяет учащимся не просто пассивно усваивать новую информацию, как часто бывает при работе со сплошными текстами, но и формировать умение сравнивать, систематизировать и извлекать полученную информацию, что способствует развитию навыков логического и последовательного построения высказывания.
Также в беседе с учащимися 8 классов мы узнали, что 34% опрошенным проще работать со сплошными текстами, так как они для них привычны: «Легче запомнить и пересказать содержание сплошного текста». Но 66 % учащихся заявили, что задания с несплошными текстами вызывают у них большой интерес. Эти данные показывают, что не у всех учащихся достаточно сформированы навыки работы с несплошными текстами.
Для решения возникших проблем нам необходимо было выяснить, какие методы и приёмы работы помогут научить учащихся определять вид несплошных текстов, читать их (воспринимать текст, извлекать и интерпретировать информацию), переводить информацию в устные текстовые формы, то есть самостоятельно создавать устные высказывания, что позволит улучшить у учащихся навык продуктивного чтения. Чтобы подробнее изучить методику работы с несплошными текстами, мы обратились к исследованиям ученых, практиков. Мы убедились, что «работа с несплошными текстами способствует формированию коммуникативной личности, развивает у учащихся умения, которые они в дальнейшем смогут использовать в жизни» [2]. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует и коммуникативно-деятельностный подход.
Таким образом, несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. К ним относятся графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др. В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как организованы иначе. Для учащихся важно научиться свободно получать информацию, представленную в любой текстовой форме.
В ходе исследования мы решили опробовать методы обучения чтению несплошных текстов и различные виды, приёмы работы с ними. Нами был проведён ряд уроков, на которых для развития навыков чтения и говорения были предложены задания с использованием диаграммы Венна, фишбоуна и ментальной карты.

Диаграмма Венна – это приём, помогающий учащимся после прочтения текста провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. Такая работа улучшает умение учащихся анализировать, обогащает словарный запас и развивает устную речь.
Например, при изучении в 8 классе раздела «Мир труда» на уроке ученикам было предложено прочитать два отрывка из рассказов В.Распутина «Уроки французского», А. Платонова «Песчаная учительница» и проанализировать образы героинь произведений. Свои выводы учащиеся в трёх группах должны были отразить в диаграмме Венна. Целью данного задания было формирование умений и навыков выявления различных и общих черт при сопоставлении образов двух героев художественных произведений.
На основе построенной диаграммы учащиеся создавали устное высказывание. Мы считаем, что восьмиклассникам недостаточны только умения нахождения сходства и различия образов главных героев рассказов; они должны ещё и уметь правильно оформить выявленную информацию. Рефлексия учащихся показала, что благодаря визуальной форме подачи информации и простоте расшифровки диаграммы Венна им значительно легче было строить устный ответ. Слушая выступления других групп, ученики вписывали в свои диаграммы дополнительную информацию и вносили коррективы.
Мы учли, что у большинства учащихся лучше развита зрительная память, и при работе с отрывками из произведений им были предложено использовать цветные выделители текста. Это помогло ученикам, проводя анализ и сравнивая тексты, подчёркивать сходства одним цветом, а различия – другим, что пригодилось им потом в составлении диаграммы.
Одним из методических приёмов, который мы используем на уроках, является приём «Фишбоун» – «Рыбная кость» или «Скелет рыбы», направленный на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, анализ причин конкретных событий, явлений, проблем; формулирование соответствующих выводов или результатов обсуждения. Дополнительно метод, изобретённый японским профессором Ишикавы (Исикавы), позволяет развивать навыки работы с информацией, ставить и решать те или иные задачи, тем самым вооружая учащихся знаниями.
На уроке по теме «Красота Вселенной» (раздел «Космос») учащимся была предложена заполненная учителем схема Фишбоун, где голова (рыбы) отражала проблему, верхние кости – области и сферы применения космических исследований, нижние кости – соответствующие примеры. На основе информации несплошного текста учащимся предстояло рассказать о практической значимости изучения космоса и, сформулировав вывод одним предложением, заполнить хвостовую часть.

Транскрипт ответа учащегося уровня «В»:
|
Многие задумываются о том, какую пользу человечеству приносит изучение космоса. Благодаря изучению космического пространства ученые совершают фундаментальные открытия. Например, проводятся на Земле исследования солнечной системы и Вселенной. Изучение космоса помогает и метеорологам: космонавтика поставляет оперативную информацию о возникновении и продвижении циклонов, цунами, пылевых бурь. Космонавтика в геодезии и картографии помогает решением проблем глобального картирования поверхности нашей планеты. Космическое фотографирование и кинографирование, телевизионный контроль позволяют постоянно следить за происходящими изменениями на планете. Таким образом, можно сделать вывод, что, изучая космос, человечество постоянно развивается. |
Побеседовав с учащимися, мы узнали, что данная работа оказалась для них сложной по сравнению с другими работами, проводимыми на предыдущих уроках, где учащиеся выполняли обратное – сами создавали схему фишбоун на основе прочитанного текста. Это подтвердило то, что учащимся легче работать со сплошным текстом, чем с несплошным. Тем не менее, ключевые фразы фишбоуна помогли неплохо справиться с заданием двум группам. Прослушав ответ третьей группы, в которой оказались два ученика уровня С, мы поняли, что для них подготовка была недостаточной и скаффолдинг оказался несильным.
Мы увидели, что подобная работа позволяет учащимся не только увидеть основную информацию, но и составить аргументированный развёрнутый ответ, тем самым развивая мышление и навык говорения. Таким образом, мы убедились, что схемы фишбоун дают учащимся возможность осмысленного чтения сплошных и несплошных текстов: для того, чтобы определить взаимосвязи между причинами и следствиями, ранжировать факторы по степени их значимости, ученику требуется представить предполагаемый сплошной текст, понять содержание. А подготовленные шаблоны для построения речи, данные схемы помогают учащимся составить правильную логическую презентационную устную речь.
Транскрипт рефлексии учащегося уровня «С»:
|
Это схема помогла мне связать проблему с причинами и примерами, а потом из этих данных сформулировать вывод. |
На следующем этапе работы мы использовали ментальные карты.
В основу метода ментальных карт (майндмэп) положены исследования и разработки английского психолога Тони Бьюзена. Он разработал технологию мышления и запоминания информации, развития речи и назвал её “интеллект-карта” (”mindmaps”). Используя ментальные карты на разных этапах уроков, мы пришли к выводу, что благодаря им обучение становится творческим и увлекательным. «Рисуя мысли», учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации текста. Такая работа помогает учителю получить ясное и объективное представление о знаниях учащихся, также обеспечивает экономию времени, которое уходит на проверку традиционных письменных заданий.
Так, на уроке по рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона «Домино» (раздел «Биоразнообразие и исчезновение») учащимся в 3 группах были предложены тексты о сферах деятельности писателя: «Эрнест Сетон-Томпсон – художник», «Эрнест Сетон-Томпсон – учёный и общественный деятель», «Эрнест Сетон-Томпсон – писатель-натуралист». Каждая группа, познакомившись с содержанием своего текста, должна была подробно пересказать классу. Затем на основе услышанного ребята представили информацию о писателе в виде ментальной карты. Для оформления карт учащиеся использовали цветные маркеры, символы, рисунки. Таким образом, созданная ментальная карта помогла увидеть всю информацию о писателе единым взглядом и сформулировать вывод на основе вопроса «Кто такой Эрнест Сетон-Томпсон?»

На вопрос о том, насколько ментальная карта помогла им запомнить информацию и сформулировать вывод, все ученики ответили, что им интересно её составлять; благодаря символам и рисункам материал легко запоминается.
Обобщая работу по использованию на уроках русского языка и литературы ментальных карт, можно сделать следующие выводы об их применении: они помогают решать познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные задачи; делают обучение увлекательным и творческим; позволяют проследить учителю уровень усвоения учащимися изученного материала, степень развития памяти и мышления; эффективен для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
На протяжении проведённых трёх циклов нашего исследования мы наблюдали на уроках и положительные моменты, и недочёты в выполнении учащимися некоторых заданий по навыкам ЧТЕНИЕ и ГОВОРЕНИЕ. Анализ результатов работ учеников, их рефлексии, итоги бесед позволили сделать некоторые выводы: приёмы, использованные на уроках, играют организующую роль; позволяют выстраивать логику их коммуникации. Большую роль, по мнению наших учеников, сыграл сравнительный анализ образов героев художественных произведений, так как в этом случае можно было увидеть их сходства и различия.
Сравнивая результаты работы с несплошными текстами на проведённых уроках с результатами предыдущих уроков, можно заметить небольшой прогресс в выполнении учащимися заданий по чтению и на составление устного аргументированного высказывания. Если на суммативных оцениваниях по разделам в 1 и во 2 четвертях процент правильного выполнения заданий по навыку ЧТЕНИЕ составлял 80-82% и по ГОВОРЕНИЮ – 87-89%, то, проанализировав результаты выполнения заданий по навыкам ЧТЕНИЕ и ГОВОРЕНИЕ в 3 четверти, мы увидели повышение показателей на 2-5%. По нашему мнению, систематические поиски различных методов и приёмов с целью улучшения результатов работы с несплошными текстами приводят к продвижению, пусть даже небольшому.
Результаты СОР в 8 «С» и «Д» классах по навыкам ЧТЕНИЕ и ГОВОРЕНИЕ в 1-3 четвертях 2019-2020 учебного года

Таким образом, учащиеся смогли усовершенствовать свои навыки работы с несплошными текстами через понимание их содержания. За время исследования мы выявили, что работа с неспошными текстами позволила совершенствовать у учащихся навыки извлечения текстовой информации, переработки (самостоятельное создание вторичного текста на основе данного), формулирования тезиса, отражающего главную мысль, определения основных составляющих несплошного текста (главная, второстепенная, добавочная информации); умения объяснять назначение несплошного текста, определять вид несплошного текста.
Но в результате исследования мы убедились, что учащиеся всё еще затрудняются над определением идеи несплошного текста; затрудняются устанавливать соответствие между частью текста и его идеей.
Подводя итоги работы, мы составили некоторые рекомендации для учителей:
- на уроках использовать различные стратегии обучения анализу несплошных текстов;
- обучать сопоставлению текстов двух видов (сплошных и несплошных) на одну тему;
- рекомендовать учащимся использовать различные виды несплошных текстов как средство
представления информации;
- использовать несплошные тексты не только для извлечения информации, но с целью развития навыков говорения и чтения.
Проанализировав эффективность применения несплошных текстов – Венн диаграммы, фишбоуна и ментальной карты, опробованных на различных по тематике уроках русского языка и литературы, мы пришли к выводу, что все эти приёмы помогают в формировании навыков продуктивного чтения и говорения у учащихся 8 класса с казахским языком обучения. Но следует учитывать то, что учителю необходимо правильно отбирать приёмы работы с несплошными текстами в зависимости от цели задания. Правильно организованная работа с несплошными текстами – показатель успешности работы учащихся.
В заключение хочется отметить, что работа с несплошными текстами способствует приобретению учащимися аналитических, исследовательских и проектировочных умений, необходимых для познавательной активности и интереса к изучению любого предмета. В результате систематической работы с несплошными текстами учащиеся развивают креативное мышление, память, проявляют творческий потенциал и интерес к предмету.
Сальменова Т. Б., Унгаралиева Э.С.,
учителя русского языка и литературы НИШ ФМН г.Уральск