«Невидимая» болезнь в стенах школы

Распространенность близорукости во всем мире

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей резолюции “Глобальная инициатива по предотвращению слепоты” сообщает, что число людей, которые страдают от нарушений зрения, увеличивается во всем мире с каждым годом. Наиболее распространенные причины этого – “бедность, употребление табака, воздействие ультрафиолетового излучения, дефицит витамина А, высокий индекс массы тела и нарушения обмена веществ” (2007, стр.3). Кроме того, она также сообщает, что 17% населения на Земле уже страдают от нарушения зрения. Незаметно, но прогрессивно эта болезнь переступает порог школ и негативно влияет на успеваемость и продуктивность учебного процесса. «Рефракционные ошибки являются основной причиной нарушений зрения у детей в возрасте от 5 до 15 лет. Распространенность близорукости резко возрастает среди детей, особенно в городских районах юго-восточной Азии” (ВОЗ, 2007, стр.15). Кроме того, ВОЗ (2018) сообщает, что число людей, страдающих от каких-либо нарушений зрения, составляет 1,3 миллиарда человек, 405,5 миллиона из них страдают дальнозоркостью, в то время как 826 миллионов страдают близорукостью. На данный момент 36 миллионов человек слепы. Ученые говорят, что около 80% случаев с нарушениями зрения считаются предотвратимыми. Из различных ресурсов (Долгин, 2015; Фокус, 2016; Википедии, 2019) собраны и сопоставлены данные, приводимые ниже, с целью предоставления более достоверной информации. Статистика показывает, что азиатские страны в большей степени страдают от нарушений зрения: Корея (96%); Китай (80%-90%); Сингапур (80%); Канада (64%); Тайвань (52%); Швеция (49%); Греция (37%); Испания (36,9%); Нигерия (31%); Россия (28%); США (20%);  Австралия (17%); Великобритания (16%); Бразилия (6%). Ученые прогнозируют, что к 2050 году более 50% населения мира будет страдать от разного уровня близорукости (Холден, 2016). В Казахстане разные источники предоставляют неточные данные. Это вызвано плохой организацией сбора систематических статистических данных в системе здравоохранения в стране. В целом данные по нарушению зрения варьируются от 25% до 50% (Камалова, 2014 г.; Фокус, 2016; Википедия, 2019).

Большинство учащихся приобретали болезнь в школьные годы (Иссергепова, 2019). Она так же утверждает, что тенденция к ухудшению зрения в школьные годы увеличивается с 4% до 40%. Различные виды нагрузки на чувствительное зрение ребенка вызывает серьезные последствия, как потеря зрения и психологическое отдаление.Основной проблемой является растущее число учащихся, которые страдают от близорукости. Близорукость означает “зрение на близком расстоянии, или состояние, при котором лучи света попадают в фокус глаза перед сетчаткой, а не на сетчатке.  Дети с близорукостью могут видеть более четко вблизи ” (Карни и Саскачеван, 2003). Для того чтобы защитить будущее поколение, необходимо знать о проблеме, установить совместные цели и внедрить эффективные действия в домашнюю и школьную среду ребенка. Эта статья о распространенности близорукости среди учеников, ее неблагоприятных последствиях и возможных стратегиях для улучшения здоровья глаз.

Почему это касается школ и родителей?

Близорукость вызывает трудности, которые в основном влияют на успеваемость учащихся в школе. Таким образом, ученики, которые страдают от каких-либо нарушений зрения, имеют ограниченный доступ к знаниям в классе. Это происходит потому, что потребность учащихся не учитывается во время обучения. Например, сигналы о возможной проблеме зрения можно заметить, если ученики:

  • испытывают трудности в обучении или чтении,
  • принимают необычную позу осанки и головы,
  • имеют частые головные боли,
  • имеют плохой почерк,
  • подносят листы для чтения близко к лицу,
  • двигают головой во время чтения (МакКензи Траст, 2008).

Вторая причина заключается в том, что условия в классе не подходят для обучения детей с такими проблемами. Например, класс слишком темный, или цвета маркеров неяркие. Следовательно, это может помешать пониманию материала.  Другими причинами ограниченного доступа к обучению может быть комплекс неполноценности у ребенка, а также насмешки одноклассников из-за необходимости носить очки, неоднократно задавать вопросы или из-за косоглазия. К сожалению, в Казахстане еще очень мало исследований в этой области. Последствия проблемы могут быть следующие: снижение успеваемости учащихся, низкая самооценка, снижение интереса к школе, и, наконец, обострение нарушения зрения. После того, как мы поймем причины и последствия этой проблемы, необходимо наладить сотрудничество заинтересованных сторон и постановка соответствующих в официальном порядке целей.

Кто является заинтересованными лицами этого процесса?

К процессу образования на местном уровне относятся лица, ответственные за политику, руководство школ, учителя, родители, школьные медицинские учреждения и учащиеся. Вмешательство, как правило, манипулируются интересами, потребностями и полномочиями этих сторон. Например, школьная администрация заинтересована в повышении эффективности преподавания и производительности обучения в целях достижения высоких академических результатов в соответствии с требуемыми стандартами. Они помогают реализации проекта с помощью необходимых документов, консультаций, идей, ресурсов и возможностей. Кроме того, даже если внешняя мотивация учителей обусловлена заработной платой и условиями труда, внутренней целью учителя является организация более эффективных, продуктивных и дружеских условий обучения для каждого ребенка. Они являются функционирующим звеном для осуществления более эффективных методик в классе. Родители больше всех заинтересованы в благополучии своего ребенка, улучшении его здоровья и благоприятных условий для получения им знаний. Учащиеся же хотят принятия, вовлечения и поддержки, поэтому определение их потребностей и создание гибких условий для их продуктивного обучения имеет смысл. Если они учатся в хороших условиях, то достигнут более высоких результатов. При сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон с целью обеспечения необходимой поддержку и улучшения условий обучения, ключевым шагом остается создание единого видения и систематичной последовательной стратегии.

Желаемый результат, который может быть достигнут в более долгосрочной перспективе, заключается в обеспечении равного доступа к возможностям обучения для всех учащихся, особенно тех, кто страдает от каких-либо нарушений зрения. Таким образом, цели развития создают более инклюзивную среду; укрепляется индивидуальный подход, ориентированный на учащихся, обогащение стратегий преподавания в классе и предоставление необходимой поддержки учащимся для достижения более высоких результатов, как свидетельство об улучшении успеваемости. Ожидаемое положительное влияние заключается в том, что ученики добьются более высоких результатов; они станут более заинтересованными и вовлеченными в учебу; они получат чувство инклюзии; климат в классе станет более дружелюбным и благоприятным; наконец, здоровье ребенка будет рассмотрено и будут предприняты усилия для предотвращения развития болезни. Следующий шаг в том, что необходимо разработать или адаптировать более эффективные стратегии для решения этой проблемы.

Как мы можем изменить физическое развитие учащихся в отношении близорукости как части целостного роста ребенка?

Выбор правильного вмешательства и разработка деятельности является продуманным, трудоемким и важным процессом принятия решений. В мире уже существует множество стратегий, направленных на поддержку и улучшение обучения учеников, страдающих близорукостью. Например, в России для снижения нагрузки на зрение, органы здравоохранения требуют от школ ограничить использование цифровых технологий и делать упражнения во время уроков (Гайва, 2019), в то время как ученые в Китае и Канаде выяснили, что дневной свет положительно влияет на зрение, поэтому теперь они поощряют учителей проводить больше уроков на улице. Также в китайских школах практикуется метод точечного массажа для профилактики близорукости. Однако не все из вышеназванных методов могут быть эффективными в местном контексте, поэтому учителя в роли фильтров должны решать, какие стратегии могут быть более эффективными и оценивать их в процессе размышлений и адаптации. Во второй части статьи мы рассмотрим общие правила и действия для создания более благоприятных условий для обучения в соответствии с рекомендациями доктора Дженнифер Симонсон (2016).

Прежде всего, важно определить учеников, которые имеют нарушения зрения через наблюдения или консультации со школьным врачом.  Учитель может заметить следующие симптомы и сигналы:

  • частое прищуривание;
  • головные боли;
  • снижение успеваемости в школе;
  • приближение книги к глазам;
  • трудности при чтении с доски;
  • движения головы в направлении строк во время чтения;
  • бессознательный пропуск слов, чисел или строк во время чтения;
  • перечитывание строк текста;
  • слежение пальцем на странице во время чтения;
  • сильный наклон головы к столу при выполнении письменной работы;
  • частое закрытие глаз;
  • чрезмерное моргание;
  • плохая концентрация внимания;
  • усталость глаз.

Следующим шагом является подготовка учебных помещений, следуя простым правилам и адаптации учебных материалов:

  • Пересадить слабовидящего ученика ближе к учителю, к доске или к информации
  • Пересадить ученика, у которого болят глаза, в область с естественным освещением (солнечным светом)
  • Поместить материал нового урока на отдельном листе перед учеником
  • Предоставить план этапов урока для заметок
  • Научить сокращать часто используемые слова для заметок
  • Уменьшить периферийные стимулы (сделать “офисный” экран)
  • Ограничить количество визуальных элементов (доски объявлений, информация на досках)
  • Увеличить шрифт до 14-18, чтобы уменьшить нагрузку на зрение
  • Увеличить размер шрифта на электронном читателе / предоставить очки для чтения
  • Разрезать страницу на задания / организовать страницу в столбцы вместо полной ширины
  • Использовать шрифт, цвет, текстовые коробки и т.д., чтобы выделить важную информацию
  • Использовать списки и ключевые точки вместо текста повествования
  • Добавить графику.

 

Следуйте правилам работы за компьютером:

  • Расположение экрана компьютера
  • Расположение справочных материалов
  • Обеспечение умеренного освещения или использование антибликовых экранов
  • Поддержание правильной осанки во время работы за компьютером
  • Перерывы каждый час
  • Периодическое мигание
 

 

Преподаватели должны учитывать объем, время, сложность, формат и необходимые материалы для выполнения письменной работы:

  • Дать больше времени, чтобы написать заметки, переписать, проверить, и так далее.
  • Адаптировать материал и дифференцировать работу (упростить при необходимости).
  • Разрешить ученику начинать проекты или выполнять задачи раньше.
  • Предоставить время в расписании ученику, чтобы завершить работу в течение учебного дня.
  • Диктовать и говорить задачи вслух.
  • Не наказывать за правописание в качестве критериев оценки.
  • Разрешить учащимся отвечать фразами и картинками.
  • Предоставить готовые тексты вместо того, чтобы ученик переписывал с доски.

Наконец, упражнения для расслабления глаз во время уроков являются одним из широко распространенных, хорошо известных, но редко используемых стратегий. Вот почему отношение и участие учителей и родителей так важны. Существует множество различных упражнений.  Ниже вы можете найти простейшие из них, которые являются практичными для применения прямо на уроке.

  • Посмотрите вверх и вниз по правилу “20/20/20”: каждые 20 минут смотрите на расстоянии 20 шагов в течение 20 секунд
  • Стоя лицом к окну, найдите в поле зрения максимально удаленный объект. Сделайте глубокий вдох и взгляните на кончик носа. На выдохе снова найдите самый дальний объект в окне, затем вздохните и смотрите вверх. Выдохните еще раз и посмотрите в окно. Повторите упражнение 2-3 раза.
  • Закройте веки и расслабьте глаза. В этом положении делайте вращательные движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против неё. Сделайте 5 вращений вправо и влево.
  • “Солнечный свет”. Выполняются движения глаз от центра циферблата к числам и обратно в центр.
 
  • Геометрические фигуры, такие как треугольник, квадрат, прямоугольник, алмаз, овал, трапеция. Движения глаз по контуру фигуры выполняются по часовой стрелке, а затем против неё.
 
  • “Мотылек”. Частые мигания 20 – 40 раз.
  • Массаж для век. Легкие постукивания указательным, средним и безымянным пальцем.
  • Упражнение ладонями. Натереть ладони, нагреть, и прижать к глазам, чтобы центр ладоней совпал с зрачком глаза, и пальцы были скрещены над лбом. Ощущение тепла от ладоней переходит на глаза. Необходимо достичь полной темноты перед вашими глазами.

Заключение

Профессор Падмая Санкаридург прогнозирует, что «мы находимся на пути к эпидемии близорукости». И зная факты о быстром распространении этого заболевания по всему миру, не обращать внимания на него невозможно. Проблема увеличения числа детей, имеющих близорукость, заставляет взрослых принимать срочные меры и вносить изменения. Соответствующие инициативы и вмешательства необходимы, но, что более важно, это ответственность перед новыми поколениями. В статье раскрывается другая сторона технологического мира, исход которого должен быть пересмотрен политиками, учителями, самими родителями и детьми. Каждый должен знать о причинах и последствиях невидимого и медленного вреда, который причиняет чрезмерная нагрузка на глаза. Меры по улучшению зрения населения следует принимать и распространять по всему миру. Чем больше людей будут знать об эпидемии близорукости, тем быстрее мы сможем предотвратить 80% случаев нарушений зрения (ВОЗ, 2018).

Салтанат Тюлешева,
учитель английского языка НИШ ФМН г.Уральск

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий