В 2022 году внедрим Индекс благополучия детей – Аймагамбетов

В 2022 году в Казахстане будет внедрен Индекс благополучия детей. Как сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов на своем фейсбук-аккаунте, это будет интегральный показатель для оценивания благосостояния и улучшения положения детей по всем жизненно важным сферам: здоровье, образование, социализация, семья и общество. На его основе будет составлена оценка городов, районов, сел по защите прав детей. Приводим текст публикации. 

Казахстан активно участвует в развитии международной системы правовой защиты ребенка. За годы независимости нашей страной ратифицированы основополагающие международные документы. Одним из таких важнейших документов стала Конвенция о правах ребенка.

Главой государства поставлена перед государственными органами задача по принятию исчерпывающих мер для защиты прав детей и создания благоприятных условий.

Сегодня в республике вопросами защиты прав детей занимается ряд министерств и ведомств, в том числе МОН РК, МЗ РК, МТСЗН РК, МИОР РК, МВД РК, МКС РК, и другие ведомства.

При этом на местном уровне работают более тысячи органов и организаций для детей в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. В их числе более 300 НПО, занимающихся вопросами защиты прав детей.

Остановлюсь на некоторых аспектах.

По детским домам. За 10 лет (2010-2020 годы) количество воспитанников детских домов сократилось на 70% – с 14 052 чел. до 4193 чел. При этом сеть детдомов сократилась с 210 до 101, т. е. на 52%.

В том числе за последние 4 года количество воспитанников детских домов сократилось на 42% – с 7236 чел. до 4193 чел. А сеть детдомов сократилась со 140 до 101, т. е. на 28%.

Детские дома трансформируются в центры поддержки детей. В этой работе активно участвует гражданское общество.
Хочу отдельно отметить такие проекты, как «Наставники» и «Дома мамы». Они делают большой вклад в эту работу.
Тем не менее проблемные вопросы еще имеются, по ним продолжается работа.

Значительное внимание наше государство уделяет обеспечению права на образование. Сейчас в стране работают около 20 тысяч организаций образования для 5 миллионов детей.

По развитию допобразования. В Казахстане действуют 63 тысячи кружков и 1200 организаций дополнительного образования.

Сейчас стоит задача по дальнейшему увеличению сети Дворцов школьников, детских технопарков, кружков, школ искусств и т. д.

В нескольких регионах уже ведется строительство таких центров: в Караганде, Кокшетау, Туркестане, Кызылорде, Восточно-Казахстанской области, а также реконструкция центров в Алматы. Другие регионы тоже планируют открыть новые центры.

Но для резкого увеличения охвата детей мы инициируем привлечение частного сектора через размещение госзаказа в частных центрах. И эта мера действительно поможет в короткие сроки увеличить охват, как это было в случае с детскими садами.

Важным направлением является развитие инклюзивного образования. Модернизируется работа ПМПК, также решается задача по расширению сети коррекционных центров (КППК). В настоящее время решается вопрос по внедрению госзаказа на оказание коррекционной помощи.

Безусловно, эта мера позволит нам быстро увеличить охват «особенных» детей, которые нуждаются в поддержке, и оказать им необходимую помощь. Ведь очень важным является раннее выявление нарушений и оказание поддержки.

С нового учебного года по новым изменениям в Типовые штаты школ вводятся тьюторы, или ассистенты для детей с особыми образовательными потребностями.

Помимо мер по созданию безбарьерной среды в организациях образования, на первый план выходит деятельность по внедрению специальных программ, методик, системы оценивания, формированию готовности и компетенций педагогов по работе с детьми с особыми потребностями и т. д.

В 2022 году будет внедрен Индекс благополучия детей. Это будет интегральный показатель для оценивания благосостояния и улучшения положения детей по всем жизненно важным сферам: это здоровье, образование, социализация, семья и общество. На его основе будет составлена оценка городов, районов, сел по защите прав детей.

Для создания безопасных условий обучения решается задача по оснащению каждой организации образования системой видеонаблюдения и необходимыми удобствами.

Отдельного внимания требует решение проблем с буллингом, суицидом.

Важным является защита детей от вредной информации, темы по формированию киберкультуры и кибергигиены должны быть интегрированы в школьную программу.

В рамках операции «Жусан» наше государство вернуло на родину тех детей, которые оказались в странах, где идет война.

Остается актуальным вопрос обеспечения безопасности детей, которые воспитываются в интернатных организациях.

На внеочередном заседании МВК по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК всем государственным органам даны указания по созданию безопасных условий для воспитанников.

Особая роль отводится попечительским советам, которые должны стать реально работающими органами и включать в свои составы представителей гражданского общества.

Открытость и прозрачность их деятельности и участие общественности позволит обеспечить общественный контроль.

Будет меняться работа Комиссий по делам несовершеннолетних на всех уровнях – от района до области. Сегодня потенциал этих органов используется недостаточно эффективно.

По предложению общественности совсем недавно внесены изменения в Положение об этих комиссиях, в соответствии с которыми их компетенции расширяются.

Питание в школах. Нами разработаны новые правила. Пока на первом этапе будет осуществлен переход на электронные закупки, чтобы обеспечить их прозрачность. Также включены требования по установке видеонаблюдения в местах приготовления пищи, в городских школах будет применяться система по безналичной оплате и т.д. Вместе с общественностью будем и дальше менять в лучшую сторону организацию питания в школах.

Все инициативы, начинания и проекты, направленные на охрану прав детей (наведение порядка в интернатах, переформатирование деятельности КПДНЗП, реализация дорожной карты по превенции суицида, профилактика социального сиротства, реализация Индекса благополучия детей и др.), будут реализованы с участием Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан- Аружан Саин.

Большая часть детства проходит в школьных стенах.

Педагоги организаций образования должны сделать все возможное, чтобы эти годы были самыми счастливыми и лучшими. Ребенок должен с удовольствием идти в школу и получать знания.

Мы знаем, что еще достаточно проблемных вопросов, которые будем решать совместно и при помощи гражданского общества.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий