Опрос “Бiлiмдi ел”: избавлены ли учителя от излишней отчетности?

Наша газета открывает постоянную рубрику «Дайте сказать!», где будут освещаться актуальные злободневные вопросы, волнующие учителей. 10 мая вступил в силу подписанный министром образования и науки Асхатом Аймагамбетовым приказ №130 от 6 апреля 2020 года, который решает вопрос излишней отчетности педагогов. Теперь учитель-предметник ежедневно заполняет два документа: ведет классный журнал и готовит поурочный (краткосрочный) план. Все остальные многочисленные документы отменены. Газета «Бiлiмдi ел – Образованная страна» провела опрос среди учителей, директоров школ, сотрудников вузов, представителей образовательных учреждений и общественных организаций, спросив, насколько соблюдается этот приказ на местах, избавлены ли педагоги от отчетов? Некоторые участники опроса попросили опубликовать их мнение на условиях анонимности.


Фото: zen.yandex.com

Учитель средней школы Нур-Султан:

– Сдали кучу отчетов, чтобы подписали обходной лист, без него директор сказала, что не получим отпускные. Также обещали премию, так как наша школа в столице работала не дистанционно, а в онлайн-режиме. Даже спасибо не услышали от администрации. Только после благодарственных отзывов от родителей всю усталость как рукой сняло.

Татьяна Амандыкова, учитель начальных классов ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М.Горького», Костанайская область:

– В нашей школе соблюдается приказ об избавлении учителей от излишней отчетности. Теперь мы ежедневно заполняем всего лишь два электронных документа: классный журнал и краткосрочный план урока. Ранее мы заполняли больше документов: работа с одаренными детьми, работа с неуспевающими учениками, план самообразования и так далее. Сейчас не нужно возиться с бумажным журналом, который вести нужно было очень аккуратно, ведь ошибки и исправления недопустимы.

Теперь в электронном журнале мы пишем название темы и домашнее задание, ставим отметку о том, что урок проведен. Это занимает не более пяти минут. План урока тоже не нужно больше распечатывать. Конечно, на планирование урока уходит больше времени, это зависит от темы урока, ведь идеи могут быть разнообразными. У нас появилось больше времени работать творчески. Очень радует, что теперь мы можем тратить время на детей, а не на документы, появилось больше времени заниматься с ними индивидуально.

Гульнар Оразканова, учитель биологии школы-гимназии №75 г. Нур-Султан:

– Наша школа-гимназия №75 выполняет данное указание. Наш перечень документов для отчета состоит из:

1) обязательного электронного журнала «Күнделік»;

2) разработанных поурочных краткосрочных планов

3) календарно-тематического плана на год;

4) дополняется – модерация и сохранение отчетов по критериальному оцениванию в конце года (по мере запроса).

У классных руководителей, конечно, есть внутренние отчеты по личным делам учащихся класса (табеля, протоколы родительских собраний). Без этого нельзя, необходим обязательно учет, наличие документов. Мы избавились полностью от бумажной формы отчетности, различных анализов, мониторингов. Но мое мнение, что анализ, мониторинг свой деятельности необходим самому учителю, чтобы видеть выпадающие моменты в своей работе, спрогнозировать необходимые способы и приемы работы для саморазвития, в первую очередь, для себя.

Ляззат Мусанова, учитель русского языка и литературы школы-лицея №143 имени Суюнбая г. Алматы:

– Приказ министра образования действует для учителей и руководителей методических объединений. По крайней мере, с января текущего 2020 года мы не сдавали никаких отчетов. Для завуча по учебной части мы сдавали только свои достижения: грамоты, похвальные листы, конкурсные дипломы. Конечно, к решению МОН об избавлении учителей от излишней отчетности отношусь положительно. Раньше до этого приказа выводила в процентах успеваемость и качество обучения, то есть это была диаграмма. И надо было обязательно цветным принтером это делать. Также писала справки на каждый контрольный диктант по классам (успеваемость и качество в процентном соотношении, указывая при этом орфографические ошибки и т. д).

Зачем-то надо было кроме отчета о проделанной работе за текущий учебный год писать свои планы на будущий учебный год. Все это отнимало время и ресурсы. А теперь все иначе, больше времени на выполнение важных задач.

Директор средней школы:

– Да, хорошо, что с учителей отчетность сняли, но, как правило, мы, руководители школ, должны периодически сдавать информацию по той или иной направленности, к примеру, сколько у нас обладателей «Алтын белгі», как готовитесь к летнему отдыху, какие беседы, как и что провели, в каком направлении работаете. Может, это выглядит как опрос, но когда тебе пишут в строго указанный срок ответить, то как это воспринимать – не как отчет? Есть такие ситуации, к сожалению. Да, говорится одно, но на местах мы не освобождены от отчетов. К примеру, чтобы по школе сделать свод, мы должны запросить информацию с учителей, а они говорят, что не должны никакие отчеты предоставлять. Писать ложную информацию, от фонаря, тоже неправильно. Поэтому разночтения по таким вопросам.

Булбул Кузембаева, руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Актюбинской области:

– Департамент по обеспечению качества в сфере образования Актюбинской области всегда открыт к рассмотрению и принятию мер по обращениям касательно нарушений в сфере образования. Каждое обращение рассматривается согласно требованиям законодательства, и по результатам применяется соответствующая мера. Если у вас имеются конкретные факты нарушения, просим обратиться на телефон доверия департамента: 8 (7472) 503850 или на мой личный номер 87717848439.

Руслан Каратабанов, старший менеджер по программам повышения квалификации Высшей школы образования Назарбаев Университета:

– Мне этот вопрос интересен в какой ипостаси: с учителей запретили собирать отчет, но вот сократили ли отчеты и пункты для директоров школ и управлений образования? Если там будут пункты, касающиеся отдельной информации об учителях, их деятельности, то будут вытрясать это инфо под различными соусами и названиями. На мой взгляд, нужно пересмотреть виды и структуру отчетов в целом от организаций образования. Здесь должен быть услышан голос директоров школ, их замов и руководителей управлений образования. Потому что они становятся более уязвимыми, когда с них требуют определенные данные, их может дать учитель, но с него требовать нельзя.

Поэтому на институциональном уровне надо решать вопрос отчетов. Здесь, на мой взгляд, несколько аспектов. Первый – для принятия каких решений нужны отчетные данные? Второй аспект – может, эти данные имеются на цифровых платформах, и надо просто уметь их сгенерировать/собрать в одну кучу. Третье, может, создать автоматический генератор требуемых данных, когда школы на постоянной основе могут вносить необходимые сведения, а пользователи с другой стороны могут их просматривать и использовать.

Жанна Мендыбаева, директор Бюро образовательных технологий UniverSity:

– Зачем заполнять поурочный план, если есть календарно-тематический план на год? Если у учителя 90 учеников, у кого хватит времени написать все эти вместобалльные формативные оценивания? Министерство не может вмешиваться во взаимоотношения «директор – завуч – учитель», если требует от директора выполнения регулярных и специальных заданий. А еще школа находится в населенном пункте, где «ее каждый может обидеть» предоставлением информации – срочно!

А еще есть правило: план-работа-отчет. Куда денется директор? Будет требовать отчеты. Научите директоров аккумулировать информацию без участия учителей. Учителя еще ведут классное руководство, руководят кружками, исследованиями/проектами, наставничество, аттестации. Много чего нужно сделать и отчитаться. А еще родители спрашивают отчеты по своим детям…

Виктор Беженаров, заместитель председателя Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки:

– Безусловно, нарушения норм Закона РК «О статусе педагога» продолжаются. Для того чтобы изжить это явление, необходимо, в первую очередь, не скрывать такие факты. Нужно активнее защищать свои права. Казахстанский отраслевой профсоюз работников образования и науки на своем сайте и в социальных сетях неоднократно разъяснял пути и формы защиты. Для того чтобы воздействовать на нарушителя закона, нужно, по меньшей мере, получить сигнал о нарушении. Наша страна – наш дом, давайте все вместе наводить в нем порядок. Если мы все вместе сообща этого не сделаем, никто не придет нас защищать.

От редакции: В нашем опросе пока приняли участие более десятка респондентов из разных регионов. В итоге половина из них отметила, что приказ министра действует, они освобождены от отчетов, но другая половина считает, что загруженность с различной документацией в школах все же есть. Некоторые из респондентов-экспертов предлагают свои пути решения: пересмотреть виды и структуру отчетов в целом от организаций образования, включая управления образования и руководство школ, директорам школ аккумулировать информацию без участия учителей, МОН решить вопрос с нормированием труда педагогов.

Давайте продолжим тему начатого разговора. Ждем ваши мнения, отзывы, комментарии на адрес diskussia_bilimdiel@mail.ru или на вацап (87024147548). Темы, которые вас волнуют и мешают реализации своей основной учительской работы, можете предлагать вы сами. Также начиная с 1 июля газета «Білімді ел – Образованная страна» перестанет выкладываться на сайт, читать ее смогут только подписчики газеты. До конца подписки на 2-ое полугодие остались считанные дни! Подписаться можно через «КазПочту» или в облегченном формате через редакцию. Оформите для себя подписку и будьте в едином потоке со своими коллегами – всеми педагогами Казахстана!

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий