Использование информационно-коммуникативных технологий – возможность современного учителя, отвечающего запросам современного общества

Б.К. СЕЙТКОЖИНА

Дорога труда любой профессии, а нашей учительской во сто крат, имеет органическую связь с развитием культуры, философии, политики и науки государства во все времена. В XXI веке мы вступили в эпоху, которую в противовес «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Новая эпоха ставит перед педагогической общественностью  и новые задачи – вооружить ученика современным мировоззрением, подготовить к жизни в стремительно меняющемся информационном обществе, где ускоряется и процесс появления новых знаний. Выбор методической темы, методических приёмов определён самим временем, эпоха бросает вызов педагогической общественности. Ведь новому миру – новые профессии! Развитие инновационных технологий, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса, аналитики, появление новых объектов для исследования, новых языков программирования ведёт к появлению и новых профессий.

Современный мир ждёт от нас не просто выпускника, а ждёт от нас выпускника, готового быть успешным человеком, способного организовать свою жизнь как проект. А жизнь, как проект, предполагает постановку целей жизни и ведение плана жизни. Максимум жизни! А это значит: определить дальнюю и ближайшую будущность, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить траекторию движения, и, осуществив всё это, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.

Использование информационно-коммуникативных технологий даёт современному учителю новые возможности, отвечая запросам современного общества. Становится традиционным использование информационно-коммуникативных технологий с целью  повышения мотивации (Грейб и Грейб, 2005) и развития самостоятельности учащегося (Дуда, 2005). В данном контексте, самостоятельность определяется Уильямсом (2003) как «способность учащегося брать на себя ответственность за собственное обучение».   Иными словами, учащийся должен уметь принимать все решения, касающиеся его обучения: определять цели и задачи, выбирать содержание и материалы, методы и приемы, организовывать свое обучение и оценивать свой прогресс. Таким образом, ИКТ, как представляется, подходят для привития самостоятельности учащемуся, поскольку они предоставляют ему больше свободы и гибкости для обучения в собственном темпе и на своих условиях, будь то в рамках обучения общеобразовательных предметов или более глубокого изучения объекта. Это может способствовать развитию навыков непрерывного обучения, что особенно актуально в век информации. Здесь Интернет представляет собой глобальную библиотеку и центр ресурсов с быстрым и эффективным доступом к информации. С помощью него учащиеся могут пользоваться большим количеством аутентичных языковых материалов и ресурсов, которые могут быть выбраны в соответствии с учебными потребностями, целями, стилями, стратегиями и предпочтениями.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации учеников к обучению выступает исследовательская и проектная деятельность. В основе данного вида деятельности лежит не только развитие познавательных навыков учащихся, но и умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. И как уже было сказано выше, в современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить и помочь эти знания добывать.

Что такое информационно-коммуникативные технологии, и какие виды ИКТ обычно используются в проектной деятельности?

Для целей настоящего документа информационно-коммуникационные технологии определяются как «разнообразный набор технических средств и ресурсов, применяемых для коммуникации, а также для создания, распространения, хранения и управления информацией». Эти технологии включают компьютеры, сеть Интернет, технологии вещания (радио и телевидение) и телефонию. В последние годы наблюдается значительный интерес к вопросу о том, как компьютеры и Интернет могут быть наилучшим образом использованы в повышении качества образования на всех уровнях, как формального, так и неформального. Однако ИКТ – это не только эти относительно новые технологии. Более старые средства связи, такие как телефон, радио и телевидение, хотя сейчас им уделяется меньше внимания, имеют продолжительную и богатую историю применения в качестве учебных средств. Использование компьютеров и Интернета все еще находится в зачаточном состоянии в развивающихся странах. В некоторых они вовсе отсутствуют из-за ограниченной инфраструктуры и связанных с этим высоких расходов на доступ к сетям. Более того, различные технологии, как правило, применяются в сочетании друг с другом, нежели поодиночке.

О возможностях ИКТ можно сказать отдельно.

Проведённые на сегодняшний день исследования демонстрируют, что наиболее важными достижениями ИКТ являются:

  • повышение качества обучения и преподавания;
  • простота доступа к большому объему информации и знаний, имеющихся в мире;
  • быстрый и своевременный доступ к информации;
  • сокращение некоторых расходов в образовании;
  • повышение качества, точности и надежности текстов по академическим дисциплинам;
  • формирование личного отношения к процессу обучения у учащегося;
  • создание интереса к обучению;
  • расширение возможностей для обучения;
  • преподаватели могут быстрее и эффективней оценивать работу, собирать необходимую информацию, давать обратную связь большему количеству учащихся.

Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ дает учащимся реальный контакт с культурами народов и стран, где говорят на изучаемом языке, а также позволяет детям получать доступ к информации и проводить исследования во всем мире. Возможность детей заинтересоваться культурой других народов через сравнение со своей является неотъемлемой частью изучения языков. Применение ИКТ, в частности электронной почты, блогов и видеоконференций, облегчает взаимодействие и общение детей, позволяя им использовать язык для реальных задач и в реальном контексте. Такие технологии раскрывают потенциал интерактивного преподавания и обучения, а также предоставляют множество возможностей для творчества. При творческом использовании они пробуждают любопытство учащихся о том, как работают языки, требуют осознанного изучения вопроса и формируют навыки самостоятельного применения языка в различных ситуациях. ИКТ это мощный инструмент, который дает детям возможность активно участвовать в собственном процессе изучения языка, а через русский язык и историю и культуру другого государства. Задания, выполняемые самостоятельно учащимися, в школе или в совместной поездке, могут быть загружены на учебную платформу, что позволит учителям, родителям и детям давать друг другу комментарии и отмечать достижения. Расширяется список удобного и полезного программного обеспечения, применяемого в более углубленном изучении какого-либо объекта. Тщательно подобранные и творчески используемые, такие программы позволяют учителям и детям выполнять задания в формате, невозможном при работе с традиционными печатными материалами. Помимо всего прочего, ИКТ могут дать учителям возможность связываться с носителями изучаемых языков. Это развивает лингвистические навыки, а также привлекает дополнительные ресурсы в процесс обучения. Интерактивные доски, DVD-диски и цифровые проекторы могут применяться для отображения наглядных пособий, что способствует пониманию и усвоению материала, а также полезно для учащихся лучше воспринимающих визуальную информацию. Информационно-коммуникативные технологии способны улучшить освоение сложных грамматических тем, т.к. предоставляют доступ к большому количеству разнообразных текстов различной сложности.

Подробнее о том, как ИКТ помогают учащимся. Это:

  • аннотировать текст современными и удобными способами;
  • обогащать или расширять изучаемый литературный материал;
  • видеть альтернативные версии текста;
  • использовать широкий ряд аналитических и критических приемов;
  • сортировать и обрабатывать тексты и данные быстро и эффективно;
  • опытным путем упорядочивать и создавать тексты, используя разные комбинации слов, изображений, звуков и ссылок;
  • быстро и эффективно сохранять, записывать, редактировать и адаптировать свою работу;
  • сохранять разные стадии подготовки задания для их отдельной оценки;
  • менять организационную структуру и качество текстов в соответствии с различными аудиториями и задачами;
  • создавать один текст в группе учащихся;
  • выбирать материалы из ресурсов по всему миру;
  • выбирать удобное приложение/программу для создания текстов, слайдов, презентаций и т.д.

Немного о новой методике – новой роли учителя.

В традиционной методике обучения педагог преподает факты из книг. Он рассматривается как основной источник знаний для учащегося. В то же время, нельзя не согласиться с тем, что согласно новым методикам, важно научить ребенка самостоятельно работать с информацией и сортировать ее. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь своему ученику овладеть навыками отбора, поиска, оценки, организации и хранения информации. Эти стратегии важны для работы с огромными объемами информации. Помимо выполнения этой новой роли, учитель также является мотиватором всего исследовательского процесса и может стимулировать и моделировать групповые дискуссии. Учитель должен критически рассматривать контекст обучения (выбор той или иной технологии), методы (отличные от используемых на традиционном уроке), компьютерную грамотность учеников, а также свою (необходимое оборудование, программное обеспечение и техническая поддержка), и другие вопросы, связанные с цифровой литературой. Проектная деятельность с помощью технологий имеет много преимуществ. Интернет предоставляет актуальные данные. В нем хранится огромное количество информации, которую можно быстро и легко извлечь. Он также предоставляет материалы на аутентичном языке, в сравнении с порой неестественным языком, встречающимся в печатных изданиях. Технологии позволяют учителю передавать больше информации большому количеству учеников за краткое время. Как отмечает Зепп (2005), учитель должен связывать цели обучения с эффективным применением ИКТ. Иными словами, учитель должен учитывать воздействие технологий на обучение и привносить необходимые изменения для повышения эффективности преподавания. Необходимо адаптировать учебный процесс к новой ИКТ-среде. Роль учителя в ней заключается в том, чтобы быть посредником и помощником, нежели просто носителем знаний. Этот переход от старого метода передачи знаний к новому является глобальным явлением. Современный учитель в эпоху ИКТ – то больше не «мудрец на пьедестале», а советчик, сопровождающий учащегося на протяжении его пути обучения, в частности, исследования. Кейрос (2003 г.) настаивает на том, что учителя должны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать требованиям непрерывного обучения и профессионального развития.

Иначе учитель будет просто дублировать свою деятельность электронно без использования потенциала, предлагаемого технологиями. Это приведет к тому, что учащиеся не смогут воспользоваться технологическими достижениями, происходящими вокруг них. Поэтому подготовка учителей по применению ИКТ не должна сводиться только к обучению, как пользоваться той или иной технологией. Берге (1996) и Варшауэр, M. и Хили, Д. (1998) перечислили несколько рекомендаций для учителей: педагогические (использование дискурсивных ресурсов для содействия обучению), социальные (стимулирование взаимоотношений между членами группы), управленческие (установление общих процедур для обсуждения и деятельности на уроке) и технические (прозрачность технологии для эффективной совместимости системы, программного обеспечения и выбранного интерфейса). 

Что касается роли учителей, Холек, Х. (1981) перечислил несколько соображений, которые должны быть рассмотрены учителями для действенности информационных технологий.  Такие инструменты, как чаты, электронная почта и веб-форумы, должны быть разработаны для улучшения навыков межличностного общения. Необходимо обеспечивать наличие комфортной среды обучения, т.е. она должна учитывать потребность учащихся в социализации и взаимодействии.  Комфортная среда обучения должна сосуществовать с комфортной средой преподавания. Этого можно добиться, если учитель позитивно относится к ИКТ. Это поможет ему мотивировать учащихся и содействовать их обучению (Прамела, 2006). Найду (2003) предполагает, что ИКТ можно также использовать для поддержки учителей, не имеющих достаточных навыков и предметных знаний, что может улучшить качества обучения.   Учителя, которым наскучил традиционный формат преподавания в классе, могут посчитать интерактивный характер ИКТ полезным для профессионального развития.

Однако существуют некоторые причины, по которым ИКТ не используются в учебном процессе в полной мере. Ограничениями в использовании ИКТ в обучении, видимо, являются: финансовые барьеры, доступность компьютерного оборудования и программного обеспечения, отсутствие технических и теоретических знаний, а также нежелание принимать технологию в целом. Различные исследования показывает, что технология наиболее эффективна, когда учителя получают достаточную подготовку по ее применению в учебном процессе. Такой формат может применяться в качестве дополнения к тщательно продуманной работе над проектом. При этом важно обеспечить должную степень контроля за процессом со стороны учащегося, возможность для обратной связи и продуманную методологическую часть. Прамела (2006) подчеркивает важность обратной связи в работе в электронном формате, поскольку полезная обратная связь, предоставляемая ученикам, усиливает эффект присутствия и реального контакта, что имеет решающее значение в виртуальном режиме обучения. Преподавателям следует быть готовыми к непрерывному повышению квалификации по этому вопросу в целях повышения эффективности преподавания. Нельзя не согласиться, с мнением, что никакая технология не сможет заменить хорошее преподавание, но она может его приумножить и улучшить.

Время показывает, что использование информационно-коммуникативных технологий ставит перед учителями вызовы, связанные с тем, как эффективно использовать появляющиеся современные технологии. Мы, как учителя, стремящиеся прививать и развивать у учащихся системно-комплексный, научно-исследовательский и индивидуально-творческий подход к процессу обучения, с целью эффективного решения разносторонних учебно-образовательных задач, должны учитывать новые методы обучения. Однако нужно помнить, что информационно-коммуникативные технологии без правильной методики не будут действенны.

Таким образом, внедрение в проектную деятельность информационно-коммуникативных технологий – есть инновационный подход в образовании. Он создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблеме, на самоопределение личности, для ее самореализации в современном мире.

Б.К. СЕЙТКОЖИНА,
заместитель директора по учебной работе
Саумалкольской школы-гимназии №2
Айыртауского района, СКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий