Тысячу домбр за 25 лет изготовил учитель из Семея

В Казахстане в предстоящие выходные готовятся отметить национальный День домбры, учрежденный в 2018 году. В преддверии этого праздника корреспондент МИА «Казинформ» встретился с одним из лучших мастером Восточного Казахстана, учителем технологии семейской школы № 37 Елзатом Даирбаевым, больше четверти века занимающимся изготовлением домбры. За этот период он сделал свыше тысячи музыкальных инструментов.

– Елзат Шарбатович, с наступающим, с Днем домбры! Вы много лет занимаетесь изготовлением домбры в Семее. Откуда у вас такое увлечение?

– В начале 90-х я окончил художественно-графический факультет педагогического института. Один мой коллега как раз диплом по этой теме защищал, и я ему помогал. Вот тогда и состоялось первое знакомство. Конечно, после окончания пединститута я устроился учителем в школу. Все вы знаете, что тогда в 90-х были трудные времена, заработную плату постоянно задерживали, а кормить и одевать детей надо было. Мне тогда пришлось временно покинуть школу и устроиться бригадиром в столярный цех опытно-экспериментального завода.

Помню, начальник поручил, чтобы наш цех к 150-летию Абая изготовил казахские национальные изделия и предметы. Вот тогда мы в первую очередь и взялись за домбру. Вдобавок изготовили казахские сундуки, бесыки и другие предметы быта.

– Это был 1995 год. Много ли к 150-летию Абая изготовили музыкальных инструментов?

– Мы изготовили и повезли в Абайский район, где проходили торжества, примерно 15-20 домбр. Показали гостям и даже заработали немного. В это время очень популярным было казахское прикладное искусство. Вот тогда мне внутренний голос и подсказал, что это дело моей жизни. И я начал изготавливать музыкальные инструменты. Заказов в то время было очень много.

В этот период казахской домброй я обеспечил практически все вузы, колледжи и школы города. Вот так я и отточил свое мастерство. Помню, что один институт приобрел сразу 30 инструментов.

– Скажите, в те годы Вы один работали, не трудно было одному заниматься изготовлением инструментов?

– В 1996 году я познакомился на рынке с мастером из Бескарагайского района, который также как и я занимался изготовлением инструментов. Мы с ним часто общались и после решили объединить наши усилия. Признаюсь, что в те годы одному было трудно работать, да и найти нужную древесину для домбры было сложно. Мы стали хорошими друзьями, много лет работаем в тандеме.

– Много ли уходит времени на изготовление одной домбры?

– По-разному. Но если бы я участвовал в соревнованиях по изготовлению домбры на скорость, то можно было за один день один инструмент выпустить. Как мы это делаем? У нас, можно сказать, производство. В первый день делаем заготовку сразу на 10 домбр. На следующий пилим их по размерам, на третий – сушим. На пятый день собираем все 10 инструментов. На шестой – шлифуем и оформляем. Получается, что за неделю можем изготовить сразу 10 домбр. Конечно, если делать по одной домбре, то тогда можно на нее потратить две недели, а можно и месяц.

– Вы говорите, что за 25 лет изготовили свыше тысячу инструментов. Скажите, как оценивают вашу работу музыканты и акыны?

– Наша домбра всем нравится. Хвалят работу. Одному из акынов так понравился наш инструмент, что на радостях он даже посвятил мне песню. Спрос есть. Причем много звонят из других городов и просят изготовить домбру. Очень много клиентов из Алматы. Ведь мы изготавливаем наши инструменты с любовью и вкладываем в них всю свою душу.

– Вы сами играете на домбре и что для вас значит этот национальный инструмент?

– Да, конечно, играю. Но хочу сказать, что не надо об этом деле думать, как о бизнесе. Изначально мне хотелось оставить какой-то след и внести свой вклад в нашу культуру. Взяв однажды в руки домбру, я с ней теперь не расстаюсь.

– Спасибо, Елзат Шарбатович, за интересную беседу!





Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий