Жизнь или экономика? (Мысли вслух Бiлiмбека)
«Человек может долго жить на деньги, которых ждет».
Уильям ФОЛКНЕР (1897-1962), американский писатель
Привет, друзья! Не являясь ни экономистом, ни эпидемиологом, но внимательно следя за мировыми новостями вокруг COVID-19, ваш слуга покорный пришел к выводу: к спаду экономики может привести не столько строгий карантин, сколько дальнейшее неконтролируемое распространение инфекции. Кстати, сами эпидемиологи считают, что нужду и болезни приносят как вирусы, так и психологическая изоляция, безработица. А умные экономисты утверждают, что больным людям нельзя выходить на улицу, поскольку другие граждане, опасаясь за свое здоровье, не станут строить дома, совершать покупки и планировать путешествия…
Читатели вправе напомнить, что я не эпидемиолог, не экономист и даже не политолог. Тогда гляньте на Японию и Швецию. В этих государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике, расчет «Чем слабее ограничения, тем меньше экономический ущерб» не сработал. Более того, в стране короля Карла Густава количество умерших от коронавируса на душу населения выше, чем почти во всех других государствах Евросоюза.
Вот сравнительно мягкий карантин в Германии, наоборот, показывает, что уверенные действия руководства этой страны укрепляют уважение и доверие законопослушных немцев. А уверенность и доверие населения, по словам самих экономистов, – два фактора, которые гораздо важнее для стабилизации экономики, нежели снижение налогов и борьба с бюрократией. Впрочем, взывать к дисциплине немцев излишне. К тому же глава немецкого правительства Ангела Меркель своим примером показала, как действовать в таких ситуациях. После того как у врача, сделавшего ей прививку от пневмококка, обнаружили коронавирус, Меркель ушла на карантин. У самого канцлера результаты теста были отрицательные, однако, чтобы не быть разносчиком вируса, она руководила страной из дома.
Конечно, не мне, дилетанту, оценивать различные рецепты борьбы с коронакризисом. Но обратимся к истории. Опыт преодоления «испанского гриппа» в 1918-1920-х годах – самой массовой пандемии гриппа за всю историю человечества по числу заразившихся и умерших – показал, что с наименьшими потерями в экономике и здравоохранении вышли города, в которых были введены самые строгие ограничения. Об этом свидетельствует недавнее исследование Массачусетского технологического института.
«Что произойдет, если сейчас правительства стран слишком быстро ослабят ограничения? Это может спровоцировать вторую волну заражения, которая осенью снова приведет к закрытию офисов, магазинов и заводов. В итоге, неполная занятость превратится в увольнения, финансовый дефицит – в банкротства, массовое беспокойство – в панику» – утверждают ученые этого авторитетного института. А влиятельное немецкое издание «Süddeutsche Zeitung» делает вывод: «К сокращению количества жертв пандемии и минимизации экономического ущерба приведет не быстрое возвращение к «нормальной жизни», а жесткое сдерживание вируса с помощью широкомасштабного тестирования, отслеживания цепочек заражения и, при необходимости, новых локальных ограничений».
Кстати, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» вы узнаете, как переболел «испанским гриппом» в 1922 году главный герой произведения Саня Григорьев. И будьте здоровы!
Ваш Бiлiмбек
Загрузка...