Фокус на раннее развитие детей в рамках ГПРОН на 2020-2025 гг.

Формирование современной и эффективной системы раннего развития детей видится как одна из мер в развитии образования, которая составляет основу для развития человеческого капитала в рамках реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

Наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов, как показывают многочисленные исследования в разных странах мира, являются вклады в раннее развитие детей.

«По оценке Всемирного банка, каждый доллар, затраченный на дошкольное образование, приносит обществу пользу, превышающую первоначальное вложение в 6–17 раз, в виде более здоровых и производительных кадров» [1, стр.12].

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения – важное направление государственной политики Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение как первоначальное звено системы непрерывного образования создает условия для раннего развития личности ребенка.

Вопросы развития детей раннего возраста, (далее – РДРВ) находят отклик во многих нормативных документах РК.

Впервые, перспективы РДРВ были обоснованы в 2014 году в Концептуальных основах раннего развития детей в РК «Показатели охвата детей раннего возраста дошкольным образованием будут соответствовать уровню стран ОЭСР. Основным результатом будет создание качественной преемственности между образовательными уровнями и приближение образовательных стандартов Казахстана к развитым странам» [2, стр. 6].

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (10.01.2018 г.) отмечено, что «в дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения».

В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОС ДВО) от 31 октября 2018 года № 604 представлен термин «раннее развитие – осуществление комплекса мер, направленных на физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка от рождения до трех лет».

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, (далее – ГПРОН на 2020-2025г.)  вопросы раннего развития детей представлены в обзоре политик стран организаций экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) «Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет. Поэтому требуется обеспечение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до приема в первый класс» [3, стр.9].

Данный аспект нашел претворение в главном целевом индикаторе по дошкольному образованию ГПРОН на 2020-2025 г. «Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет-85,3%, от 3 до 6 лет – 100 %» [3, стр.21], что является очень смелым вызовом государства, но на практике имеет существенные ограничения в реализации.

В действующем ГОС ДВО представлен перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6 лет, а содержание Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на реализацию образовательных задач, начиная с групп раннего возраста.

Хотя, ГОС ДВО и Типовой учебный план представлены с 1 года, в современные дошкольные организации дети набираются с младшей группы и группы раннего возраста функционируют не во всех детских садах.

Во-первых, это объясняется нехваткой мест в дошкольных организациях, до сих пор существует определенная очередность в дошкольные группы от 3 до 6 лет.

Во-вторых, родители сами не отдают детей раннего возраста в дошкольные организации, мотивируя тем, что с посещением детского сада, дети часто болеют.

В-третьих, доминирует родительское представление, что детям с 1 года до 2 лет нужен только уход и присмотр, который могут осуществить сами родители во время отпуска по уходу за ребенком до 3-лет.

В-четвертых, открытие и содержание групп раннего возраста для дошкольных организаций составляют определенную трудность. Материальное оснащение групп раннего возраста имеет свои особенности – это специальное оборудование и мебель для младенцев (манежи, низкие кровати, стеллажи, лесенки, горки, безопасные настенные и напольные игровые модули и.т.д.).

Наполняемость групп не должна превышать утвержденных санитарных норм-10 детей.

В-пятых, на сегодняшний день остро стоит вопрос нехватки квалифицированных специалистов в сфере РДРВ, так как работать в данных группах педагогам сложнее из-за несформированности навыков самообслуживания и общения у детей раннего возраста. Этот вопрос можно разрешить за счет переподготовки педагогических кадров категории «Воспитатель дошкольной организации», «Педагог-психолог», «Методист дошкольной организации» в категорию «Педагог раннего развития» или курсы повышения квалификации для категории «Педагог раннего развития».

В ГПРОН на 2020-2025г. также уделяется внимание вопросу обеспечения высокого статуса профессии педагога, модернизации педагогического образования. Планируется увеличить долю педагогов, имеющих высшее образование по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» от общего количества руководителей, методистов, воспитателей дошкольных организаций до 72% к 2025 году.

Несмотря на текущее состояние вопроса охвата дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 года до 2 лет, экспериментальная наука представляет доказательства о важности раннего возраста в развитии ребенка.

Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания — впитывающий разум — и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого — не упустить этот благоприятный период для психического развития ребенка и создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно. Для решения данной задачи нужен специалист, отлично знающий психологические и индивидуальные особенности данного возраста, умеющий обеспечивать физическое, коммуникативное, когнитивное и творческое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

О значении развития детей в раннем возрасте отмечено и в обзоре Всемирной организации здравоохранения «Ранние годы имеют особенно важное значение для развития мозга и, как следствие, на когнитивную, социальную и эмоциональную деятельность, такимьобразом оказывая влияние на широкий диапазон аспектов, начиная от состояния здоровья до социальной адаптации и продуктивности в дальнейшей жизни». [4, стр.7].

Основным направлением для реализации главного целевого индикатора ГПРОН на 2020-2025 гг. предлагается дальнейшее расширение сети дошкольных организаций за счет подушевого финансирования и механизма ГЧП. Также учитывая, что вопрос увеличения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей с 1 до 3 лет является труднореализуемым проектом в финансовом плане, впервые планируется обеспечить введение института домашних воспитателей (социальных нянь), включенных в штатное расписание дошкольных организаций. Предполагается, что домашние воспитатели и социальные няни смогут оказать конкретную помощь родителям на дому в воспитании детей раннего возраста, охватить неорганизованных детей дошкольным воспитанием и обучением. Реализация плана мероприятий ГПРОН на 2020-2025г. по данному пункту уже представлена Республиканским центром «Дошкольное детство» через издание методических рекомендаций «Введение института домашних воспитателей на дому («социальных нянь»), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций». Внедрение услуги Института будет предоставляться за счет средств местного бюджета в течении 2021-2025 годов. «Целью введения Института является оказание помощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям и семьям воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями по присмотру за детьми от 1 года до 6 лет, а также предоставление возможности трудоустройства женщинам-домохозяйкам, в том числе безработным [5, стр.8].

Важно, что в документе регламентировано охват детей с раннего возраста.

 «Раннее детство – это период, требующий от родителей выполнения наиболее многочисленных (и интенсивных) обязанностей, связанных со всеми аспектами благополучия ребенка, охватываемыми Конвенцией: их выживанием, здоровьем, физической безопасности и эмоциональной защиты, качеством условий жизни и ухода, возможностями участия в играх и обучении, а также свободой выражения своих взглядов. В этой связи осуществление прав детей в значительной степени зависит от благосостояния и наличия ресурсов у тех, кто отвечает за заботу о них. Признание этой взаимосвязи является важной отправной точкой в планировании помощи и услуг, предоставляемых родителям, законным опекунам и другим лицам, предоставляющим услуги по уходу за детьми» [4, стр.1].

Поэтому, в ГПРОН на 2020-2025г. достаточно мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности по поводу возможностей раннего возраста:

  • Создание консультационных пунктов для родителей, чьи дети (1-2 лет) не посещают дошкольные организации;
  • Разработка рекомендаций по созданию групп кратковременного пребывания при дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных и многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В целом, Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 г. отличается от предыдущих программ тем, что фокус государственной образовательной политики в области дошкольного образования нацелен на улучшение текущего состояния по раннему развитию и соответствие целевых индикаторов лучшим мировым практикам.

Литература

  1. Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого. Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).
  2. Концептуальные основы раннего развития детей в РК. МОН РК. АО «Информационно -аналитический центр», Астана, 2014.
  3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.
  4. Развитие детей в раннем возрасте в Европейском регионе: потребности, тенденции и разработка политики. Обзор на основе оценки пяти стран.  Всемирная организация здравоохранения, 2014 г. 
  5. Республиканский центр «Дошкольное детство» Методические рекомендации «Введение института домашних воспитателей на дому («социальных нянь»), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций». Нур-Султан 2020.

ТҰРДАҚЫНОВА КҮЛЯЙХАН ҚАТЕБАЙҚЫЗЫ,
ҚР ББЖ ҚБАРИ БІЛІМ БЕРУ ҮДЕРІСІН ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ-ПЕДАГОГИҚАЛЫҚ ҚОЛДАУ КАФЕДРАСЫНЫҢ АҒА ОҚЫТУШЫСЫ, АЛМАТЫ , ҚАЗАҚСТАН

ТУРДАХУНОВА КУЛЯЙХАН КАТЕБАЕВНА,
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФАО «НЦПК» ӨРЛЕУ» РИПК СО РК, АЛМАТЫ, КАЗАХСТАН

 КОЖАГЕЛЬДИЕВА ЛЯЗАТ АСЫЛБЕКОВНА,
ЗАВЕДУЮЩАЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КОММУНАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  «ЯСЛИ-САД №43» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.АЛМАТЫ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий