МОН: каким будет новый учебный год?

В СЦК в ходе большого онлайн-брифинга министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ подробно рассказал, каким будет обучение с 1 сентября в школах, вузах, колледжах. В частности, ответил на животрепещущие вопросы, как будут организованы дистанционные уроки для школьников, насколько готовы к обучению дежурные классы, как будет распределяться нагрузка и начисляться зарплата учителям и так далее. Приводим полный обзор прошедшего брифинга. 

15 процентов детей – в дежурных классах

Асхат Аймагамбетов напомнил, что с 1 сентября ученики начальных классов по заявлению родителей могут посещать школы, записавшись в дежурные классы. На сегодня, по сообщению министра, 530 тысяч родителей учащихся уже подали заявления на обучение в дежурных классах.

– Порядка 15-16 процентов детей будут учиться в дежурных классах. На сегодняшний день поступило 530 тысяч заявлений от родителей детей 1-4 классов. И 5 процентов, 202 тысячи детей, будут учиться в обычном режиме в малокомплектных школах, которые в основном находятся в отдаленных населенных пунктах, – отметил министр.

Обучение детей нулевых классах также предусмотрено в дежурных группах. Если родитель изъявит желание, напишет заявление, то в школах по возможности будут открываться дежурные классы и для предшколы.

Остальные дети, это 80%, будут учиться дистанционно. Глава МОН отметил, что удаленное обучение продолжится, как прежде, через интернет, образовательные платформы и ТВ. «Ел арна» и «Балапан» будут снова транслировать телеуроки.

Как сообщил министр, если в прошедшей четвертой четверти использовались две основные интернет-платформы, то за лето были разработаны еще 6 платформ. Конкуренция между ними, по его словам, будут повышать качество образовательных материалов и ресурсов. При этом, на каком из них вести онлайн-уроки, организации образования будут решать сами.

К дежурным классам – строгие требования

Как напомнил Асхат Аймагамбетов, в дежурных классах будут обучаться не более 15 детей. За каждой группой будет закреплен отдельный кабинет. Уроки и перемены для каждого класса будут начинаться в разное время. При этом будут строго соблюдаться санитарные требования: измерение температуры детей и педагогов, ношение масок, использование антисептиков, режим уборки, проветривания и кварцевания кабинетов.

Также длительность уроков в дежурных классах должна составлять не менее 40 минут.

– У нас есть методические рекомендации. Некоторые коллеги пытаются все уроки уместить в один час, но тогда смысл от проведения таких дежурных классов и таких уроков нет. Если родитель привел ребенка и через час должен его забрать, то это ему не-
удобно. И при этом мы говорим о том, что планируем освоить типовую учебную программу. Поэтому мы проведем соответствующую работу с нашими коллегами, – заверил министр.

Министр образования и науки также отметил, что при необходимости дети могут учиться и в субботу, соответствующее решение примет педсовет вместе с руководителем организации образования.

 «Әліппе» по методике Ахмета Байтурсынова

В первой и второй четверти ученики первых классов с казахским языком обучения будут заниматься по учебникам «Әліппе», а позже – «Ана тілі». По словам Асхата Аймагамбетова, программа на стадии подготовки и готова к утверждению. Учебник будет основан на методике обучения Ахмета Байтурсынова.

– Учебник будет разработан с учетом специфических, исконно традиционных качеств и особенностей казахского народа. К примеру, фонетика, в казахском языке есть свои специфические звуки. Учитывая все особенности, мы вместе с учеными разрабатываем методику, которая и по содержанию будет очень интересна детям. Они ведь приходят с разными уровнями подготовки. И обучение чтению будет проходить по этой методике, – отметил министр.

Домашнее задание будет?

Во время брифинга Асхат Аймагамбетов также разъяснил вызвавшее вопросы заявление об отмене домашних заданий для школьников. Он пояснил, что в дистанционном обучении задания, которые дают детям – это и есть домашнее задание.

– Два раза отдельно давать учебные задания, отдельно домашнее задание, необходимости нет. Поэтому это все мы объединили в единое учебное задание. То есть учитель дает задание ребенку, которое он должен выполнить условно на интернет-платформе, и это задание он должен делать. К нему еще дополнительно давать какое-то задание, отдельное, называя это домашним заданием, конечно, нет необходимости, – отметил министр.

Передают компьютеры для школьников

Министр образования и науки проинформировал о ситуации с приобретением компьютеров для школьников. До 1 сентября МОН планирует передать 420-450 тыс. компьютеров для временного пользования школьникам.

– Здесь нужно понимать, что это имущество школы. Сейчас много вопросов поднимают, что нужно отдать компьютеры навсегда. Однако они приобретаются для школы, чтобы в дальнейшем школьники могли ими пользоваться в рамках учебного процесса. Порядка 200 тыс. компьютеров уже передали детям. Ежедневно идет поставка, – сказал министр.

И напомнил, что в приоритетном порядке техникой обеспечиваются многодетные семьи, семьи с низким достатком или семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями.

– Бывает ситуация, когда в семье одновременно учатся четверо или пятеро детей. Поэтому давать один компьютер на всю семью недостаточно. Мы соответствующие рекомендации и инструкции уже довели до наших коллег. Эти вопросы по возможности будут решаться, – пообещал он.

Дополнительная зарплата учителям

На брифинге Асхат Аймагамбетов ответил и на волнующий вопрос педагогов – доплата за дополнительную нагрузку. По его словам, учителя за работу в дежурных классах будут получать дополнительную зарплату.

– При нынешних условиях обучения в дежурном классе детей обязаны делить на две подгруппы, то есть по 15 человек. Соответственно, возрастает нагрузка на педагогов. Но за дополнительную работу учитель будет получать также дополнительную заработную плату. Если у него будет 28 часов, то учитель будет получать зарплату за все эти 28 часов. Это очень важно для наших коллег, – отметил главный учитель страны.

И это будет не доплатой, а полноценной заработной платой, которая регламентируется законодательством, пояснил министр.

Асхат Аймагамбетов также ответил на мнения учителей о том, что те, кто ведут дежурные группы, не имеют право вести дистанционку.

– Мы постоянно разъясняем, и в методических рекомендациях, и во всех выступлениях мы говорим о том, что это недопустимо. Те педагоги, которые имеют возможность вести в дистанционном формате и в группах, имеют право это делать, – заверил он.

При этом, по словам министра, выплата компенсации учителям, заразившимся коронавирусом в ходе образовательного процесса, не предусмотрена. Преподавателям предъявлены конкретные требования.

– Данный вопрос предусмотрен инструкцией, утвержденной министерством здравоохранения. Возраст учителей, допускаемых к работе в классах, должен быть до 65 лет. Не допускаются к оффлайн-обучению беременные, учителя с сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями. Всё это отслеживается руководителями школ. Соответствующие правила утверждены и доведены до сведения учителей, – сказал глава МОН.

Кибер-педагоги

В течение лета педагоги не только отдыхали, но и работали над повышением своих компетенций в области цифровых технологий. Министерство образования и науки в поддержку им разработало ряд курсов и провело массовое онлайн-обучение.

– Один из курсов называется «Учусь учить дистанционно». Мы должны были охватить 347 тысяч наших педагогов, на сегодняшний день 323 тысячи коллег уже завершили обучение, получили сертификаты. Остальные педагоги до 1 сентября завершат обучение, – сообщил Асхат Аймагамбетов.

Работа с родителями важна

Вопрос взаимодействия с родителями глава МОН назвал наиболее приоритетным. За время дистанционного обучения родители помогали своим детям выполнять домашние задания и взаимодействовать с педагогами. Поэтому необходимо им оказывать методическую и методологическую поддержку. Так, МОН провело для родителей школьников более 515 вебинаров, которые выложены в YouTube и социальных сетях.

– Количество просмотров специально подготовленных роликов только подведомственного центра «Өрлеу» – более 1 миллиона, приняли участие более 400 тысяч родителей, – сообщил министр.

Кроме того, 20 августа по всей стране прошли масштабные родительские собрания.

– Важно провести работу с родителями: рассказать, как будет учиться ребенок, каким будет распорядок дня. В связи с тем, что ребенок теперь постоянно пользуется интернетом, это вопросы кибергигиены, кибербезопасности, взаимоотношений внутри семьи. На сегодня многие эксперты отмечают, что в условиях дистанционного обучения, карантина актуализируются вопросы бытовых конфликтов и насилия. Поэтому мы акцентируем внимание на этом вопросе, – добавил Асхат Аймагамбетов.

Министр еще раз отметил, что для детей наиболее эффективной формой обучения является традиционное обучение в стенах школ. И выразил надежду, что после завершения четверти школы страны снова распахнут двери для миллионов казахстанских школьников.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий