Обучение в Dulaty University: сочетание онлайн и традиционного форматов
Как и все университеты, Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати перед началом осеннего семестра 2020-2021 учебного года рассматривал различные сценарии проведения обучения, и все они зависели от развития ситуации с пандемией. Приоритетом при этом ставилась забота о здоровье и безопасности более 19000 студентов и около 2000 человек преподавательского состава и персонала.

Университет предпринял ряд мер при подготовке к новому учебному году на основе методических рекомендации Министерства образования и науки. Все заинтересованные стороны своевременно получили информацию в адаптированном виде – инструкции для чтения, аудио и видео форматы, в формате проведения вебинаров, онлайн и офлайн консультаций. Для оперативной связи и разъяснения вопросов, связанных с учебной деятельностью в вузе действуют службы поддержки студентов: открыт Виртуальный офис, возобновлена работа HelpDesk и Call-центра. Объявления, контакты и различного рода инструкции регулярно и своевременно публикуются на официальном сайте университета и портале обучающегося.
Занятия осеннего семестра были запланированы к проведению почти полностью в дистанционном формате. Для обеспечения качества обучения университет установил необходимость и правила обязательного сочетания синхронного и асинхронного обучения, то есть онлайн и офлайн форматов, процент которых зависит от специфики дисциплин. Для этого в расписании обязательно указываются идентификаторы платформ для онлайн занятий.
Офлайн обучение осуществляется на основе использования LMS вуза: университет располагает современными платформами – известной и широко используемой в Казахстане – «Платонус» и собственной, запатентованной автоматизированной системой управления обучением – «Сириус». LMS предусматривает для обучающихся доступ к полной академической информации, доступ к загруженным преподавателями контентам по каждому курсу, возможность мониторинга как со стороны эдвайзера, так и мониторинговых групп. Контент дисциплины включает силлабусы, видео- и аудиолекции, презентации, методические указания, кейсы, ссылки на библиотечные ресурсы, а также различные варианты заданий, созданные с учетом расширения интеракции в условиях дистанционного обучения. Контент по курсу имеет возможность для постоянного наращивания и улучшения качества за счет индивидуализации. Одним из преимуществ автоматизированной системы управления обучением является ее изменение и масштабирование, что дает возможность для применения инструментов личного обмена сообщениями между обучающимися и преподавателями, для поддержки большого потока онлайн-слушателей.
Учебный год в новом формате является определенно испытанием и для профессорско-преподавательского состава вуза. Новые высокие требования к качеству обучения в режиме ДОТ требуют значительного углубления и расширения цифровых компетенций преподавателей. С этой целью университетом в течение летнего периода проведены обучающие вебинары по разработке цифрового контента, созданию видеолекций, виртуальных лабораторных занятий и изучению возможностей современных платформ, представленных сегодня на рынке.
Только в период с 24 по 28 августа проведена серия вебинаров по цифровым образовательным ресурсам и использованию возможностей систем управления учебным процессом с охватом более 70% преподавателей (лекции доступны для просмотра на YouTube канале вуза).
Сформирована группа цифровых волонтеров. За последний год квалифицированными сотрудниками Отдела дистанционного обучения 143 преподавателя вуза обучены технологии создания электронных образовательных ресурсов, 170 – применению Smart-Learing в образовательном процессе, 83 –успешно завершили курс «Особенности видеопроизводства онлайн-курсов». Таким образом, к новому учебному году по 9 дисциплинам цикла ООД разработан полноценный контент видеолекций.
Успех онлайн-обучения зависит не только от наличия хорошей материально-технической базы, но носит социальный характер: онлайн-обучение дает больше возможностей уделить внимание индивидуальной работе, которая является мощным двигателем обучения. Все преподаватели и сотрудники университета стремятся помочь обучающимся адаптироваться к новой технологии обучения, справляться со всеми логистическими сложностями и эмоциональным стрессом. Для этого они открывают дополнительные каналы связи – для передачи важных сообщений, облегчения общения, обмена опытом.
Согласно методическим рекомендациям МОН РК, для некоторых образовательных программ, а именно по направлениям Искусство; Естественные науки, математика и статистика; Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли; Сельское хозяйство и биоресурсы; Транспортные услуги, определен перечень дисциплин, по которым в небольшом объеме планируется проведение лабораторных, практических или студийных занятий в традиционном формате. Такие занятия в университете запланированы на вторую половину семестра.
В силлабусах указаны точные сроки, они скоординированы руководителями образовательных программ так, чтобы занятия проходили по возможности в идентичное время. Однако, это не означает, что студенты, находящиеся в период дистанционного обучения далеко от университета и не имеющие возможность выехать из дома, будут обязаны явиться на занятия. Преподаватели и сотрудники при этом все равно предусматривают прямые трансляции занятий и подготовку цифрового контента как альтернативного решения в случае новой волны COVID-19.
Самым сложным начало учебного года является для первокурсников. Традиционно для них университет организует ориентационную неделю, в этом году она прошла полностью дистанционно. Первым событием стала лекция ректора «Мухаммед Хайдар Дулати: жизнь – наставление поколению». В течение недели деканы факультетов провели ряд занятий, включающих вопросы академической политики вуза и неукоснительного соблюдения принципов академической честности; прошли встречи с эдвайзерами, проведены виртуальные туры по кампусам. Первокурсники приняли участие в открытых лекциях по разъяснению государственных программ на официальных каналах вуза в соцсетях, прошли обучение по работе на платформе LMS вуза. Для первокурсников также обновлен справочник материалов с краткой информацией и FAQ, контактами и картой корпусов – «Справочник-путеводитель» можно найти на сайте и на портале студента.
Разнообразие методов и технологий ДО, платформ и форматов занятий, сочетание дистанционных технологий с традиционными создает стимулы для повышения учебного потенциала студентов, развивая новые навыки в процессе обучения на протяжении всей жизни. Мы надеемся, что настоящее время, называемое временем «идеального шторма», послужит отличным стимулом для дальнейшего развития Таразского регионального университета имени М.Х.Дулати.
Махметгали САРЫБЕКОВ,
и.о. председателя правления – ректора Таразского регионального университета имени М.Х. Дулати,
заслуженный деятель РК