Механика и машиностроение в Южно-Казахстанском университете им. М.Ауэзова

НИИ «Механика и машиностроение» в Южно-Казахстанском университете им. М.Ауэзова создан в 2011 году. Основой создания исследовательского института явились разработки научной школы академика НАН РК Балабекова О.С. по процессам и аппаратом химической технологии. В состав НИИ  входят лаборатории: химического машиностроения, нефтегазохимического комплекса, агропромышленного комплекса, механики и прочности оборудования и конструкций, конструкторское бюро, а также опытно-производственная механическая мастерская.

Машиностроение – одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане.

Выполнение научно-исследовательской работы в  области машиностроения  ЮКУим.М.Ауэзова  осуществляет  по грантам Комитета науки МОН РК, НАТР МИНТ.

Учеными НИИ разработаны высокоэффективные и низкоэнергоемкие аппараты, методы и устройства для проведения сопряженных тепло и массообменных процессов и их интенсификация на основе закономерностей взаимодействия потоков газа и жидкости, которое достигается рациональным расположением контактных элементов, а также наложением внешних колебаний на взаимодействующие потоки. Созданы принципы интенсификации межфазного обмена в тепломассообменных аппаратах и реакторах на основе использования процессов самоорганизации в химически реагирующих газожидкостных системах и оценка эксплуатационной надежности разрабатываемого оборудования. Разработана конструкция универсального навесного оборудования для механизации работ в сельскохозяйственном производстве, разработана новая ресурсосберегающая технология механической обработки материалов и обоснование применения экономически выгодных  инструментальных материалов для режущих инструментов.

В прошлом году в республике было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.

Учеными университета выполняются проектно-конструкторские работы и технические проекты на газоочистное, теплообменное и сепарационное оборудование. На АО «Актюбинском заводе хромовых соединений» (г.Актобе) и ЖФ ТОО «Казфосфат» (НДФЗ) (г.Тараз) внедряются газоочистное и теплообменное оборудование разработанные по разработкам НИИ«Механика и машиностроение» в Южно-Казахстанском университете им.М.Ауэзова.

За 2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018 году. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли.

Благодаря программе индустриализации республики  получили возможность существенного развития такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.

Стоит отметить, что продукция отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно привести в качестве примера ТОО «Вектор Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «БёмерАрматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай, а потом достигла и рынка Африки.

Наиболее популярные экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.

Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО «HyundaiTransKazakhstan» в Алматы.  Через два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод. Еще один проект – в ЗКО – по производству панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35-500 кВ.Можно также отметить проект по производству автокомпонентов совместно с “КамАЗ”, который также планируется запустить в 2022 году.

В целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования.

НИИ «Механика и машиностроение» в Южно-Казахстанском университете им. М.Ауэзова поздравляет  всех машиностроителей и работников данной сферы  с их профессиональным праздником!  Пусть труд ваш всегда приносит пользу обществу, а вам — удовольствие. Свершений во всех начинаниях, смелых идей и хороших перспектив!!!

Волненко А.А.
д.т.н., профессор Директор НИИ “Механика и машиностроение” ЮКУ им. М. Ауэзова 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий