Как организовать тьюторское сопровождение в образовательном пространстве

Реформирование системы образования в Казахстане построено на перестройке образовательных программ, внедрении новых форматов обучения и использовании интерактивных технологий с ориентиром на индивидуализацию учебного процесса.

Необходимо различать индивидуальный подход и индивидуализацию. В рамках обновленной программы среднего образования, чтобы все ученики на уроке достигали целей обучения, от профессионализма педагога зависит то, какие методы дифференицации он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников  учащихся. Например: кому-то он предоставит возможность выполнить задание самостоятельно, другому, опираясь на текст учебника, третьему будет предлагать подсказки, дополнительные инструкции, опорные таблицы. Таким образом, при индивидуальном подходе учитель для каждого ученика планирует способы достижения цели урока на уровне сформированных навыков,  с проецированием на формирование и развитие новых навыков.

Индивидуализация заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное содержание.  И вот здесь кроется различие между деятельностью учителя, учителя с тьюторской позицией и тьютора. Если первый основное внимание уделяет обучению предмету, второй ориентирован на повышение интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности в образовательном пространстве образовательной организации, а третий нацелен персональное сопровождение ученика в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

Задача тьюторского сопровождения – помочь ученику осмыслить и осознать его интерес, совместно составить программу и помочь её реализовать. Для этого необходимо глубже узнать своего ученика, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Для тьюторства важна организация высокого уровня открытого доверительного диалога, обеспечения максимальной эффективности сопровождения.

В быстроменяющихся условиях общества возникают потребности  в услугах персональных наставников для  реализации явного и скрытого потенциала. В связи с этим в мире возрастает спрос на тьюторство, как в инновационной деятельности  педагогического сопровождения.  Необходимо отметить, что тьютор — это персональный наставник не только для молодого поколения, но и для взрослых людей вне зависимости от сферы их деятельности.

В системе образования согласно Закона РК «О статусе педагога» закреплено наставничество для молодых педагогов в школе на период одного учебного года. Таким образом, наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания помогает профессиональной адаптации молодых педагогов.   

В форме тьюторства фактически реализуется идея поддерживающего образования.  Соответственно где возможна реализация тьюторкого сопровождения?

В организациях образования – дошкольные организации, школы, колледжи, ВУЗы. В педагогической практике обнаруживаются различные варианты педагогической деятельности, которые можно характеризовать как тьюторское сопровождение: профильное обучение старшеклассников через индивидуальные образовательные маршруты и программы; использование открытых образовательных технологий; создание избыточной и вариативной  образовательной среды в рамках внеурочной деятельности, обеспечивающей множество образовательных, профессиональных, социальных проб и т.д. Также в рамках тьюторской деятельности рассматриваются: реализация программ развивающего обучения; применение технологий личностно-ориентированного, компетентностного подходов, технология проектной работы и др. 

Дистанционное обучение набирает широкие обороты. Многие направления выгоднее учить в дистанционной форме,  это помогает вдвое сократить затраты финансовых и временных ресурсов. К услугам обучающихся все возможности интернета, а правильно сориентироваться в том, какая информация наиболее важна и актуальна при удаленном обучении, подсказывает тьютор, который работает с подопечным в онлайн-режиме.

В организациях инклюзивного образования. В РК развитие тьюторства находится на начальном этапе. В последние годы в организациях инклюзивного образования появилась специальность тьютор.  Министр образования РК Асхат Аймагамбетов в своем выступлении обозначил проблему отсутствия тьюторов: «этот аспект действительно важен, потому что ребёнка с особыми образовательными потребностями должен обязательно сопровождать тьютор – это своего рода индивидуальный помощник и посредник между ребёнком и педагогом. Школы давно говорили об этом и вот сейчас министерством вносятся изменения в Типовые штаты и вводится штат тьюторов».

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Поэтому, тьюторство имеет широкие перспективы в образовательном пространстве.  

Лаззат Отарбаева,
старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин Актюбинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу»

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий