МОН Казахстана предложило создать единое центральноазиатское пространство высшего образования
Вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов предложил создать единое центральноазиатское пространство в сфере высшего образования. Эту инициативу он озвучил в ходе выступления на международном онлайн-форуме «Глобальное в региональном: Казахстан в Болонском процессе и проектах ЕС», передает bilimdinews.kz.
Мирас Дауленов отметил, что страны Центральной Азии связаны единой историей, географическими, этнокультурными, языковыми и многими другими общими корнями.
– Инициатива формирования единого образовательного пространства, исходя из исторически сложившихся выгод (традиции, менталитет, язык, структура образования, территориальная близость), определяет дальнейшие возможности вывода высшего образования, подготовки кадров региона на новый уровень, – считает Мирас Дауленов.
По его словам, в Казахстане наблюдается рост заявлений на процедуру признания иностранного образования и иностранной квалификации от дипломированных специалистов центральноазиатских государств. Так, за последние два года в Казахстане обработано 26 тыс. документов на признание дипломов выпускников центральноазиатских стран, что составляет 68% от общего количества признанных документов за 2018-2019 гг.
– Подтвердить иностранное образование или квалификацию в Казахстане может любой желающий, который собирается здесь учиться или работать. И динамика роста поступающих документов на признание квалификаций подтверждает наличие интереса в обучении или трудоустройстве граждан Центральной Азии в Казахстане, – говорит вице-министр.
Он отметил, что в Казахстане есть примеры успешных европейских инициатив в центральноазиатском регионе: проекты Эразмус+, Центрально-Азиатская платфора образования (ЦАПО).
МОН предлагает следующие механизмы реализации проекта создания центральноазиатского пространства.
Первое, формирование единой структуры высшего образования – трехцикловое обучение и разработка Центрально-Азиатской рамки квалификаций.
Второе, дальнейшее расширение партнерских отношений между странами ЦА в рамках проекта «Диалог Центральная Азия – Европа» (по аналогии Эразмус+), предусматривающего академическую мобильность обучающихся студентов в странах ЦА, организация стажировок преподавателей и сотрудников, совместные научные проекты.
Третье, МОН предлагает рассмотреть возможность создания региональной ассоциации агентств по обеспечению качества, миссия которой будет заключаться в содействии повышению качества центральноазиатского высшего образования, примером может служить Европейский реестр аккредитационных агентств (EQAR).
Четвертое, создание Альянса вузов стран ЦА. Студенты центральноазиатского региона могут реализовывать инициативы продвижения высшего образования ЦА в европейское пространства.
Пятое, открытие филиалов вузов в странах Центральной Азии, которое усилит тенденцию инновационной деятельности.
Шестое, создание исследовательского пространства между вузами Центральной Азии, на основе учебной и научной кооперации, которое значительно расширит возможности наращивания регионального научного потенциала.
Седьмое, проведение ежегодного форума ректоров вузов стран ЦА для представления основных результатов совместной работы университетов Центральной Азии и формулировки важнейших задач по развитию систем высшего образования центральноазиатских стран.
Восьмое, проведение конференции министров образования стран ЦА, которая может стать площадкой обсуждения важных, стратегических вопросов реализации совместных программ.
Вице-министр образования отметил, что в рамках проекта необходимо определить и основной орган центральноазиатского пространства.
– По опыту Болонского процесса, основной орган или секретариат меняется ежегодно среди стран-участниц, следовательно, по истечении определенного (оговоренного) срока – будет назначение следующего основного органа ведения центральноазиатского пространства. Таким органом эффективной координации предлагается выдвинуть бюро, в состав которого войдут по два представителя министерств и вузов от каждой страны Центрально-Азиатского региона. При этом миссией бюро будет являться повышение привлекательности высшего образования стран Центральной Азии через продвижение образовательных реформ в регионе, – предложил Мирас Дауленов.
Более детальное обсуждение этих и других инициатив вице-министр предложил провести на конференции министров образования стран ЦА в мае 2021 года в городе Туркестан.
Загрузка...