Мы в Болонском процессе: достижения за 10 лет

В течение двух дней Казахстан стал центром притяжения именитых международных и отечественных экспертов в сфере высшего образования. Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК и Национальное бюро «Эразмус+» провели международный онлайн-форум «Глобальное в региональном: Казахстан в Болонском процессе и проектах ЕС».

В ходе форума участники обсудили и проанализировали результаты модернизации системы высшего образования Казахстана за 10 лет и результаты проектов ЕС «Темпус» и «Эразмус+», а также определили векторы дальнейшего развития системы высшего образования.

Открывая форум, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что такой форум будет способствовать интеграции систем образования стран Центральной Азии, внедрению в регионе принципов Болонского процесса и повышению качества высшего образования в нашей стране.

Об основных итогах и достижениях Казахстана в Болонском процессе рассказал вице-министр образования и науки Мирас Дауленов. Он напомнил, что Казахстан присоединился к Болонскому процессу в 2010 году. Благодаря такой интеграции за 10 лет в отечественном образовании произошли большие изменения. Одно из них – внедрение трехуровневой модели подготовки кадров по программам бакалавриата, магистратуры и PhD.

– Непрерывность процесса образования, обеспечивающая преемственность его уровней, – один из основных принципов образовательной политики Казахстана. Предусмотрена возможность после успешного завершения программы первого цикла получить доступ к программе второго цикла, а по завершении второго – к программе третьего цикла, – акцентировал вице-министр.

Одно из достижений вхождения в Болонский процесс – во всех вузах осуществлен переход на кредитную систему образования.

– С 2018 года казахстанский кредит приравнен к кредиту ECTS. Все вузы используют ECTS при трансфере учебной нагрузки. Образовательные программы и их компоненты описываются в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами. С учетом результатов обучения к их разработке активно привлекаются работодатели, действует реестр образовательных программ (9326 ОП), который позволяет родителям и абитуриентам выбирать лучшие программы, – перечислил докладчик.

С вхождением в Болонский процесс активно заработала программа академической мобильности обучающихся. Так, с 2011 года количество магистрантов, участвующих в программе, в первой половине 2020 года увеличилось в четыре раза, составив 1373 человека.

По словам вице-министра, в казахстанских вузах активно стали внедряться двухдипломные совместные с зарубежными вузами программы, что, безусловно, повысило качество образования. Увеличилось количество программ на английском языке, растет число иностранных студентов. В прошлом учебном году в вузах Казахстана обучалось 40 тысяч зарубежных студентов, что вдвое больше, чем в 2017 году. Возросло количество обучающихся, владеющих иностранными языками.

– Участие в Болонском процессе позволило привести качество отечественного образования в соответствие с европейскими стандартами. Система внешнего обеспечения качества реализуется через механизм аккредитации, – отметил Мирас Дауленов.

По его словам, осуществлен постепенный переход от контроля качества к системе обеспечения качества. Активно развивается независимая аккредитация. В настоящее время независимая аккредитация вузов и образовательных программ проводится 11 аккредитационными органами, из которых 6 казахстанских и 5 зарубежных агентств.

В рамках программ ЕС «Темпус» и «Эразмус+» было реализовано 135 проектов, которые способствовали обучению и повышению квалификации студентов и преподавателей в Европе, обновлению отечественных образовательных программ, разработке учебных пособий, проведению научных исследований.

Далее слово взяли международные эксперты. Руководитель Департамента образования Совета Европы Берган Шур акцентировал внимание, что Болонский процесс должен развиваться и отвечать современным вызовам.

– Достаточно ли привлекательно сегодня высшее образование и удовлетворяет ли оно потребности общества? Если мы хотим действительно развивать высшее образование, то должны выработать единый путь и двигаться в одном направлении, – считает Берган Шур. – Евросоюз и Еврокомиссия играют важную роль в развитии высшего образования, но мы не можем говорить, что это чисто европейский проект, который вышел далеко за пределы континента. Мы должны рассматривать и активно сотрудничать с другими странами, в том числе и Казахстаном, который на сегодня является мостом между Европой и Центральной Азией.

Спикера поддержал глава отдела по сотрудничеству Представительства Евросоюза в Казахстане Йоханнес Стенбаек Мэдсен, который отметил, что казахстанское высшее образование активно входит в европейское пространство, внося новые идеи и участвуя в развитии программ.

Генеральный секретарь Обсерватории Великой хартии университетов Дэвид Локк проинформировал, что 70 университетов Казахстана входят в хартию, которая продвигает мировое высшее образование.

– Я не первый год вовлечен в работу казахстанских вузов. Согласно хартии университет должен быть автономным, независимым от политических и экономических решений, его главная цель – передача знаний и исследование. Это то, чем занимается Казахстан. Все мы, как участники хартии, понимаем, где находимся, и должны осознавать нашу ответственность перед человечеством, – заострил внимание на глобальных процессах Дэвид Локк.

О планах по развитию цифрового образования в странах Болонского процесса рассказал руководитель программы в Генеральном директорате Еврокомиссии по вопросам образования, культуры, молодежи и спорта Адриан Веале.

– Чтобы создать экосистему цифрового образования, мы разработали план, который сочетается с программой «Эразмус+». Мы ищем новые пути для повышения мобильности студентов, обмениваемся знаниями, но обмен не должен проводиться только традиционным способом. Мы должны комбинировать, чтобы и преподаватели, и студенты использовали различные цифровые устройства в процессе обучения. Здесь уже большую роль играет blended learning – смешанные формы обучения. И отрадно, что Казахстан принимает в этом участие и вносит вклад в развитие цифрового образования, – подчеркнул Адриан Веале.

Глава EQAR Колин Тук высказал свою оценку по аккредитации высшего образования в Казахстане, отметив, что казахстанские аккредитационные агентства показали высокий уровень работы и вошли в Европейский реестр по обеспечению качества в высшем образовании.

Заместитель председателя Наблюдательной группы Болонского процесса (BFUG) Энн Катрин Айзэкс рассказала о важности кредитной системы и развития системы квалификаций высшего образования.

– Мы совместно с консультативными членами разработали план развития Болонского процесса на последующие годы, который нацелен на инклюзивность, инновации и взаимосвязанность. В рамках обсуждения участвовала и казахстанская делегация. Мы пришли к выводу, что открытые и гибкие пути образования очень важны для развития Болонского процесса. То есть нас волнует, как и чему обучать наших студентов, – отметила эксперт.

Вице-министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан У.Бегимкулов выразил уверенность в том, что форум послужит платформой для дальнейшего диалога между странами Центральной Азии и Европы. Отметил важность интернационализации высшего образования.

В целом выступающие признали, что реализация параметров Болонского процесса оказала позитивное влияние на качество системы высшего образования Казахстана. И эта масштабная интеграция позволяет проводить гармонизацию высшего образования Европы и Центральной Азии.

Поблагодарив участников, вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов предложил создать единое центральноазиатское образовательное пространство.

Как считает спикер, страны Центральной Азии связаны единой историей, географическими, этнокультурными, языковыми и другими общими корнями, поэтому единое образовательное пространство даст возможность вывести высшее образование региона на новый уровень.

По его словам, также это актуально тем, что в Казахстане наблюдается рост заявлений на процедуру признания иностранного образования и иностранной квалификации от дипломированных специалистов центральноазиатских государств. А создание единого пространства упростит процедуру признания дипломов, совместимости систем образования и квалификаций.

Для обсуждения данной инициативы предложено провести конференцию министров образования стран Центральной Азии весной 2021 года в городе Туркестане.

В ходе форума с докладами выступили председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова, профессор Вагенингенского университета (Нидерланды) Ева Вьетсма, директор Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК Еркин Садыков.

Также выступили ректоры и проректоры казахстанских вузов: первый проректор КазНУ им. аль-Фараби Мухамбеткали Буркитбаев, ректор КазНАИУ Тлектес Есполов, ВКТУ им. Д.Серикбаева Жасулан Шаймарданов, Медицинского университета Караганды Раушан Досмагамбетова, Astana IT University Дархан Ахмед-Заки, президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов и провост КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Сергей Пен.

Спикеры рассказали о реализуемых программах внутри своих университетов, исследовательских, инновационных проектах и международном сотрудничестве. Например, Асылбек Кожахметов захватил внимание участников, рассказав о принципах и модели предпринимательского университета, главная цель которого не только получать прибыль, но и продвигать образование, делая его привлекательным как рыночный продукт.

Форум завершили выступлениями директор Независимого агентства аккредитации и рейтинга (НААР) Алина Жумагулова и координаторы национального офиса «Эразмус+» в Кыргызстане Г.Чокушева, в Узбекистане – А.Абдурахманова.

По итогам форума участники приняли итоговый документ – коммюнике, куда были включены все рекомендации и предложения участников по совместному развитию высшего образования на глобальном уровне.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий