Какие проекты реализуют вузы в рамках Болонского процесса?

Десять лет назад Казахстан вступил в Болонский процесс, взяв курс на гармонизацию отечественного высшего образования с европейской системой. С того времени казахстанские вузы начали реализацию со- вместных с зарубежными партнерами научно-образовательных программ, проектов ЕС «Темпус» и «Эразмус+». О том, чего мы достигли за столь солидный срок, на прошедшем международном онлайн-форуме «Глобальное в региональном: Казахстан в Болонском процес- се и проектах ЕС» рассказали ректоры и представители казахстанских университетов.

 

Мухамбеткали Буркитбаев, первый проректор КазНУ им. аль-Фараби:

– Мы участвовали во всех программах и проектах ЕС, имплементировали их результаты в своей практике. Проектов по повышению потенциала высшего образования 13. Договорились о сотрудничестве с 322 университетами и научными центрами из 46 стран мира.

Мы поставили стратегическую задачу по трансформации нашего университета из классической модели в исследовательский университет. Модернизация затронула все направления нашей деятельности. Это и система качества образования, научных исследований, внедрение информационных технологий, усиление социальной активности университета.

КазНУ обновил содержание всех 477 образовательных программ, 90 процентов из которых аккредитованы по международному стандарту качества. Более 70 процентов программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры имеют отделения преподавания на английском языке. В университете действует 70 программ двойного диплома с ведущими университетами мира.

В сфере научных исследований на базе вуза действуют 16 научно-образовательных центров высокотехнологичных зарубежных компаний. Среди них Samsung, Microsoft, Intel, HP, Huawei, которые внедряют в наш университет свои курсы и программы. Совместно с международными партнерами создали центр развития бизнес-компетенций.

В год юбилея аль-Фараби мы инициировали создание научно-технологической долины «Аль-Фараби», которая не имеет аналогов в стране и является моделью нового управления наукой, ориентированной на коммерциализацию научных разработок и привлечение инвестиций. КазНУ предоставил под долину 85 га земельного участка, где будут расположены IT-технопарк, инновационные и медико-биологические кластеры, лаборатории, конструкторское бюро. На территории частные компании будут вести свои научные разработки. Долина строится по принципу ГЧП. Уже заключены меморандумы с разными компаниями на 500 млрд тенге. В настоящее время уже 10 производств функционируют на территории будущей долины.

Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University:

– Я хотел бы рассказать, как реализуется модель предпринимательского университета на примере Almaty Management University. В нашем понимании предпринимательство – это не бизнес, а в первую очередь предпринимательское мышление. Это набор навыков, которые позволяют выявлять и максимально использовать имеющие возможности, преодолевать неудачи, добиваться успеха. Предпринимательский университет преодолевают ограничения в 3 сферах: генерации знаний, (предпринимательский вуз обязательно генерирует знания, не транслирует), преподавании и преобразовании знаний в практику.

Чем же отличается предпринимательский университет от классического? Во-первых, он гораздо быстрее адаптируется на внешние изменения. Во-вторых, управленческая, академическая и финансовая свобода в таком вузе намного шире. В-третьих, преподаватели всегда предоставляют студентам формальные и, главное, неформальные возможности обучения.

Предпринимательский университет объединяет исследование, образование и промышленную деятельность в единое сообщество. Если классический вуз направлен во внутренний процесс, предпринимательский выходит за пределы университета, влияя на среду вокруг себя. Он создает и поддерживает МСБ в том городе или регионе, где он находится, создает продукцию и технологии и занимается их трансфером, имеет прочные связи с инкубаторами, технопарками и любыми внешними инициативами. Он тогда предпринимательский университет, когда создал внутреннюю экосистему, внедрив инновационные методы преподавания, интрапренерство, то есть развитие духа предпринимательства внутри вуза, сформировал культуру, которая интегрирует вместе студентов преподавателей, сотрудников университета.

Модель предпринимательского университета в нашем вузе как идея зародилась 7 лет назад. В 2013 году 30 наших сотрудников обучились в университетах Беркли и Сингапура. Тогда мы впервые услышали о предпринимательском университете. В следующем году открыли центр развития предпринимательства и инновации, который подготовил концепцию, программы и обучил менеджеров, преподавателей новой модели. В 2017 вступили в Babson Collaborative Network – номер 1 университет в мире в области предпринимательской модели. В 2018 году открыли бакалавриат в предпринимательстве, в 2019 году – школу предпринимательства и инновации. В школе ведем курсы, реализуем инкубаторы, стартапы, хакатоны.

В 2022 году мы планируем получить аккредитацию совета предпринимательских и вовлеченных университетов Европы (ACEEU).

Сергей Пен, провост КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева:

– За последние годы Казахстан достиг больших изменений в области академической честности. Мы серьезно занялись этим вопросом в 2015 году, когда совместно с Назарбаев университетом провели конференцию, посвященную этой теме. И для нас было открытием, когда из уст европейских спикеров услышали, что в академическом мире должны быть незыблемыми принципы этики, честности, прозрачности. В европейском мире эта ценность используется наравне с такими правами, как жизнь, здоровье, свобода. Эта система жесткая, но в то же время продуманная, когда не делается различий в мошенничестве в академической сфере и в общеуголовном законодательстве.

В 2017 году мы нормативно закрепили понятие «академическая честность». Это является стандартом, например, при присуждении ученой степени или проведении квалтеста. В 2018 создали ассоциацию вузов «Лига академической честности», куда входит 11 вузов, поскольку внедрение академической честности – это задача не отдельного университета или МОН, а всей системы высшего образования в кооперации.

На данный момент в обществе происходит трансформация понимания академической честности. Сегодня многие понимают, что антиплагиат – это не просто процент совпадений заимствований в тексте, а анализ текста, и наличие ссылки не является оправданием. Мы уходим глубже, смотрим, какие методы исследования использовал ученый, как собирал и интерпретировал данные.

В этом году успешный кейс продемонстрировал национальный центр тестирования МОН. При проведении ЕНТ, КТ и нацквалтеста педагогов мы увидели, что на входе в пункты сдачи тестирования жестко контролировали и не допускали тех, кто пытался пронести запрещенные предметы. Далее постконтроль с проведением анализа видеозаписей. И это хороший сигнал, когда население увидело, что в академической сфере прежние методы обхода правил не считаются нормой, а ведут к серьезным последствиям и ограничениям в правах.

В вузах происходит смена формальных подходов на объективные. МОН выступает за смену документоцентрированного подхода на оценку сути процессов в вузе. Плюс возрастает роль независимой аккредитации.

Вызовы. В сфере науки необходимо усилить барьеры для нечестных подходов. Пример, некоторые журналы, попавшие в индексацию наукометрических систем, включают в тексты ссылки, которые не относятся ни к автору и тексту. Это делается, чтобы усилить показатели, например, индекс хирша. Это мошенничество, и необходимо такую практику прекратить. По вузам для объективности оценки необходимо выносить по результатам трудоустройства выпускников и профессиональной сертификации. Также в законодательство предлагаем ввести ответственность за рекламу интеллектуальных услуг, нарушающих академическую честность.

Дархан Ахмед-Заки, ректор Astana IT University:

– AITU осуществляет подготовку бакалавров по 9 образовательным программам. Мы воспринимаем IT не просто как образование, а как вовлечение студентов в создание цифровых продуктов. Для этого мы реализуем в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами проекты в рамках Третьей миссии вуза. На локальном уровне это проекты Smart University, i-fields, Digital twins, Mobile learning. На региональном – Smart city, Edtech.

 Мы создаем предпринимательскую экосистему через проекты Smart city. В рамках экосистемы запустили акселерационную программу совместно с Atameken space. Мы ищем идеи студентов, отбираем проекты, организовываем работу студентов с менторами, помогаем создать продукт, написать бизнес-план и модели, организовываем бизнес-встречи.

Наши студенты участвуют в конкурсах, презентуют проекты, мы продвигаем, привлекаем первые инвестиции и выводим продукт на рынок. Наши студенты участвуют в проектах жизнеобеспечения столицы. Например, совместно с Astana Innovations наши ребята вовлечены в электронную систему контроля работы городского пассажирского транспорта. И наши студенты создали прототип умного светофора, который будут установлен на оживленной улице столицы. В планах Astana IT University реализовать и другие проекты студентов, которые сделают жизнь города комфортной и безопасной.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий