В ЕНУ презентовали сборники «Дистанционное образование в период пандемии», «Дистанционное образование новые вызовы глобального масштаба» (3 тома)

Под редакцией профессорско-преподавательского состава Евразийского национального университета опубликован тематический сборник статей «Дистанционное образование в период пандемии». Главный редактор – ректор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Ерлан Сыдыков, передает пресс-служба университета.

В сложный и затяжной период Министерству образования и науки Республики Казахстан удалось консолидировать педагогическое сообщество для выбора правильной стратегии, проведения тактических мероприятий с целью экстренного перехода на тотальное дистанционное обучение.

В связи с необходимостью быстрого переформатирования образования и оказания методической помощи, в срочном порядке создавались различные площадки (обучающие семинары, вебинары и т.д.) для живого обсуждения в режиме онлайн актуальных проблем с участием членов правительства, местных органов власти, общественности, а также обмена опытом казахстанских вузов, школ.

Активизировалось участие представителей средств массовой информации в организации обмена мнений по данному вопросу.

Опубликован ряд научных, информационно-просветительских статей, где рассматриваются актуальные проблемы дистанционного обучения, предлагаются самые неожиданные пути их решений.

Для дальнейшего продвижения системы образования необходим этап обобщения и подведения промежуточных итогов, поскольку прошло значительное время, в которой выполнена часть работы этой миссии.

Именно эта цель и преследовалась составителями сборника, где представлен накопленный в затяжной период пандемии опыт: собран материал по вопросам внедрения дистанционного образования, изданный и опубликованный в различных источниках сразу после объявления нестандартной ситуации, затронувшей весь мир.

Составители постарались всесторонне охватить проблему дистанционного обучения в учебных заведениях различного уровня системы образования Республики Казахстан, включая организационно-нормативные материалы и практический опыт ведущих вузов страны.

Сборник состоит из двух частей. Первая часть включает публикации трех газет, ставших  трибуной профессионального обсуждения темы дистанционного обучения – «Казахстанская правда», «Білімді ел – Образованная страна» и «Egemen Qazaqstan».

Вторая часть состоит из научно-методических статей педагогов-практиков вузов и школ, специалистов вспомогательных образовательных учреждений. В приложении представлены методические рекомендации и инструкции по организации отдельных этапов образовательного процесса и видов занятий в школах и вузах на различных обучающих платформах.

Сборник рекомендован всем участникам образовательного процесса для обмена педагогическим опытом и дальнейшего повышения квалификации.

Презентация сборника состоялась в ходе международной научно-практической конференции, организованной ЕНУ им.Л.Н.Гумилева на тему «Дистанционное образование: новые вызовы глобального масштаба».

В ходе приветственного слова перед участниками конференции ректор Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева, академик Ерлан Сыдыков отметил, что пандемия, признанная Всемирной организацией здравоохранения, за считанные дни показала: просветительству, наравне с наиважнейшими экономическими направлениями государств, потребовалось переформатирование всех параметров, на которых основывалась современная образовательная система.

«В поиске наиболее подходящих средств и способов, технологий  обучения понадобилось произвести ревизию,  пересмотрев весь арсенал мировой  педагогической практики.

Таким образом,  выяснилось, что для образовательного процесса самыми востребованными и перспективными стали дистанционные образовательные технологии. 

Именно они смогли вывести на интернет площадки и  представить свой цифровой продукт как  наиболее успешные педагогические практики в деле реализации образовательного    процесса.

Это, в свою очередь, потребовало широкомасштабной модернизации,               обусловленной влиянием глобализационных процессов, а именно цифровизации и информатизации»,- подчеркнул ученый.

По словам председателя совета ректоров вузов Казахстана Ерлана Сыдыкова, отечественные вузы в течение ряда последних лет планомерно осуществляли цифровую стратегию с целью расширения рынка потенциальных обучающихся. Наращивались мощности материально-технической базы в области дистанционных технологий и т.д.

«Евразийский национальный университет  им. Л.Н. Гумилева в этом аспекте также достиг определенных результатов. И можно было бы сказать    лидирующих,  но предстоит сделать больше.  

Сегодня мы убедились в том, что учебные заведения интегрируют, реформируются, беря за основу  международные образовательные технологии, обучающие программы, расширяя свое поле образовательной деятельности с переводом на рельсы цифрового обучения.

Дистанционные технологии  позволили университетам адаптироваться к нынешним условиям, не останавливая обучение, делиться опытом с партнерами, школами, которые остро нуждаются в методической помощи, – отметил спикер.

В ходе мероприятия прозвучали приветственные адреса Государственного секретаря Республики Казахстан Крымбека Кушербаева и Заместителя премьер-министра Республики Казахстан Ералы Тугжанова.

В своем письме Государственный секретарь поделился мнением на счет адаптации Казахстана к условиям мировых вызовов в период пандемии.

«Казахстан в кратчайшие сроки отреагировал на вызовы, требующие оперативного решения. Так, все общество было мобилизовано на сохранение национальных достижений, в том числе и в сфере образования.  В  этом контексте Глава государства Касым-Жомарт Токаев придает особое значение цифровым технологиям, которые позволят  системно  перевести классический формат обучения на дистанционный. С этой целью было поручено произвести ряд реформ в области содержания образовательных программ», – поделился Крымбек Кушербаев.

Рассказывая о задачах, стоящих перед системой образования страны в настоящее время, политик назвал гибкость и многоаспектность обучающих программ,  усовершенствование  методик удаленного обучения, полное завершение  цифровизации учебных заведений.

Вопросы дальнейшего развития современного образования с оперативным внедрением передовых IT-технологий, полной цифровизации  деятельности образовательных учреждений, перспективы модернизации образования спикер назвал прерогативой.

«Наша первостепенная задача – оперативно включиться в решение и противопоставление глобальным вызовам современности.

Обновление образовательной политики с учетом последних событий  позволит  качественно улучшить процесс. Практика показала, что дистанционные образовательные технологии  играют немаловажную  роль»,- сказал Крымбек Елеуович.

В приветственном письме заместителя премьер-министра Республики Казахстан Ералы Тугжанова отмечалось, что интеллектуальный ресурс, научные идеи и технологии, международные образовательные программы, глобальные  сети  выводят страну к единому образовательному пространству, формируя иное мышление, среду обитания и правила общения.

По словам Ералы  Лукпановича, глобальный вызов вверг около двух миллиардов обучающихся и педагогов  в проблемы дистанционного обучения,  остро  обозначив две из них: недостаточный  уровень квалификации кадров  с точки зрения владения  информационными технологиями и  низкая обеспеченность качественным цифровым оборудованием.

В завершении письма политик заострил внимание на том, что сегодня поколению ХХI века необходим целый ряд мер по предоставлению высококачественного образования, главными из которых должны стать обновление формата и содержания обучения.   

Среди участников конференции были вице-министр образования и науки Республики Казахстан  Рустем Бигари, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан  Дарын Туяков, представители мирового образовательного пространства, заинтересованных в обмене опытом использования дистанционных образовательных технологий:  вице-президент и генеральный менеджер Cisco Лора Куинтана, руководитель отдела исследований и инноваций Международного телематического университета Унинеттуно Алесандро Кафорио и руководитель отдела международных отношений Международного телематического университета Унинеттуно  (Италия) Никола Паравати, директор Modern Education & Research Institute Представительства Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева в Европейском Союзе Екатерина Царанок, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, руководитель по работе с сектором образования в Казахстане и странах СНГ Microsoft Kazakhstan  Жаныбек Нурлан и другие.

В ходе работы конференции вице-президент корпорации Cisco, генеральный директор программы Сетевой академии Лора Куинтана отметила, благодаря информационно-коммуникационным технологиям мы сегодня оказались вместе и обсуждаем вопросы организации дистанционного образования в условиях пандемии.

Наше сотрудничество с Казахстаном имеет небольшую, но успешную историю. Сотрудничество Cisco и ЕНУим. Л.Н.Гумилева началось с сентября 2015 года, когда в университете была открыта Сетевая Академия.  В настоящее время образовательные ресурсы платформы Cisconetacad.com широко внедрены в учебный процесс и успешно используются студентами университета.

Совместно с ЕНУ ежегодно проводится Международная Олимпиада «Cisco Stars», в которой участвуют более 3000 студентов и магистрантов из Казахстана, стран Средней Азии и Восточной Европы.  

В ходе доклада руководитель отдела международных отношений Международного телематического университета UNINETTUNO Никола Паравати отметил, что в нынешней чрезвычайной ситуации акцент все еще кажется слишком смещенным на технологии. Не смотря на это, по словам ученого,  верно также и то, что технологии не обеспечивают дистанционного обучения. Как уже упоминалось, это необходимое условие, но не совсем достаточное.

«Учителям школ и университетов теперь нужны не только платформы, устройства и широкополосный доступ, им нужны педагогические модели, четкие руководящие принципы, навыки, которые направляют их выбор в сторону осознанного дидактического планирования, которое позволяет им определять, например, что им делать вживую, а что оставить на индивидуальное изучение, как организовать интерактивные занятия»,- сказал он.

Директор Modern Education & Research Institute, Представительства Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева в Европейском Союзе Екатерина Царанок в докладе заострила внимание на том, что новое разделение труда между «человеком и машиной», стимулированное искусственным интеллектом и робототехникой, означает, что люди должны изучать новые подходы, использовать новые инструменты и сотрудничать с новыми людьми (и машинами) для создания чего-то нового.

«Эти новые способы работы означают, что мы должны постоянно приобретать новые навыки и компетенции. Однако на то, чтобы вернуться в университет или колледж для получения новой степени, не хватает времени. Мы узнаем все больше и больше в «потоке жизни». Глядя на то, как быстро появляются новые способы работы, высшее образование также должно активно исследовать новые подходы и инструменты в обучении», – сказала спикер.

Руководитель по работе с сектором образования  в Казахстане и странах СНГ Microsoft Kazakhstan Нурлан Жаныбек  в выступлении сказал, что в ходе цифровых преобразований необходимо ориентироваться прежде всего на человека: раскрывать таланты учащихся, помогать педагогам, роль которых обретает все большее значение, и готовить руководителей к новым возможностям

«Безусловно, учащиеся должны занимать центральное место в процессе трансформации, но именно тщательно продуманное расширение полномочий руководителей и педагогов позволит создать тот культурный капитал, который необходим миру. Поэтому высшей целью остается не внедрение технических достижений современной эпохи, а предоставление педагогам широких возможностей по разработке и реализации учебного процесса с использованием технологий», – добавил он.

Состоявшийся обмен мнениями по актуальным проблемам педагогической науки и образования задал векторы для дальнейшей секционной дискуссии, в онлайн-режиме. Доклады участников конференции отличались несомненной глубиной теоретического анализа и высокой практической актуальностью рассматриваемых проблем. 

Диалог участников продолжился в рамках воркшопов, виртуальных сессий, семинаров, мастер классов в формате вебинаров. Участие в работе секций и воркшопов принимали представители академического сообщества, магистранты, докторанты из Казахстана, России, Монголии, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, США, Индии, Бельгии, Испании, Великобритании, а также представители партнеров-организаций Cisco, Microsoft. По итогам работы конференции издан сборник в  3-х частях.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий