Интерактивные методы обучения на уроках информатики

Алькенова Кинжекул Буркитовна

 

Рост научных знаний быстро стирает
грани между отдельными науками.
В. В. Вернадский.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый педагог работает над вопросом: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно – познавательной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Интерактивные методы является теми, которые могут решить данный вопрос.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное повышают учебную мотивацию.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.

Сам по себе предмет «информатика» является достаточно универсальным. Я считаю, что именно при изучении этого предмета нужно использовать интерактивные методы, потому что информатика каждый день совершенствуется и развивается нога в ногу с научно-техническим прогрессом и тут останавливаться и пользоваться традиционными методами не целесообразно.

В проведении уроков информатики я учитываю выбор метода в зависимости от дидактической задачи. Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую метод «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Разбор ситуации», «Работа в малих группах», «Работа в парах», «Микрофон».

Метод «Разбор ситуации»:

Применяю для обсуждения проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все участники. Ситуации при работе на компьютере – зависание компьютера, внезапное отключение питания, компьютерные вирусы, подключение дополнительных устройств, поиск информации в Интернет и др.

Метод «Деловая игра».

Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем – текстовый редактор MS –Word, электронные таблицы Excel. Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания. Например, одна группа- это компьютерная фирма, занимающаяся сборкой и реализацией копьютерной техники, другая группа- это покупатели.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики:

Вреден ли компьютер для здоровья человека?

Внешние носители информации – недостатки и достоинства.

Интернет в решении твоих профессиональных задач.

Компьютерные вирусы – как предохранить компьютер.

Информационные технологии в твоей профессии.

Роль математики и физики в создании науки информатики.

и другие.

Метод «Дискуссии в малых группах».

Применение метода дискуссий в малых группах можно применять при изучении любых тем информатики, при повторении, закреплении, изучении новых.

  

Метод проектов.

Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Её можно активизировать с помощью проэктного метода обучения. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказатьсяименно этот метод..

Поэтому, я очень часто применяю этот метод обучения: учащиеся разрабатывают проэкты в рамках урока и вне урока, применяя, в основном программу Microsoft Power Point.

Вывод.

Овладев на уроках информатики технологиями общения в сетях, учащийся может быть включен в такой учебный процесс в школе, в котором преподавателями-предметниками используются новые педагогические подходы (обучение в сотрудничестве, работа в группах, проектная деятельность, разноуровневое и модульное обучение и т. п.). Кроме того, ученик для решения конкретных учебных задач может использовать информационные ресурсы из внутреннего школьного информационного пространства  и из Интернет. В таком учебном процессе школьник перестает быть только объектом учительского воздействия – он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с педагогом и коллегами-соучениками.

За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.

 

Алькенова Кинжекул Буркитовна
Актюбинская обл, Айтекебейский район
Ушкаттинская ОСШ  директор школы,  учитель информатики

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий