Страна мастеров – «Балдаурен»
Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен» – это место, где подростки изменят свое отношение к непопулярному в молодежной среде ручному труду, а опытные педагоги помогут сделать этот процесс увлекательным и захватывающим. Программа творческих мастерских позволит вернуться к старым добрым традициям ремесленичества, выбрав из них самые достойные.
Учебно-воспитательный процесс в центре направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что позволяет называть отдельного человека индивидуальностью.
В РУОЦ «Балдаурен» в рамках реализации программы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» работают гончарная мастерская, кружки по интересам, а также ряд спортивных секций. Главной их особенностью является то, что они реализуются в сжатые временные сроки (смена длится 20 дней). Программы педагогов дополнительного образования содержательны и технологически емки, нацелены на пробуждение творческой и интеллектуальной активности ребенка.
По словам выдающегося педагога В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и одаренности детей на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Творческие мастерские в центре дают возможность каждому ребенку раскрыться, расширить кругозор, развить познавательные интересы и научиться создавать предметы прикладного искусства.
Все дети любят делать что-то своими руками. Кто-то собирает лего или пазлы, наверняка, все пробовали мастерить из дерева, иногда душе ближе рисование или приготовление еды. В РУОЦ «Балдаурен» приезжают дети с совершенно разными интересами и навыками, но Жартыбеков Нурлан Оралбаевич прекрасно понимает, что из плохих продуктов хороший обед не приготовить. Педагог работает с детьми, кому наибольшее удовольствие доставляет вязание и модульное оригами. На своих занятиях он обучает ребят проявлять свою творческую энергию в вязании спицами и крючком и изготовлении бумажных конструкций.
Используемые в программе Нурлана Оралбаевича виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают виды вязания, искусство работы с бумагой, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Гончарная мастерская – отдельная особенность учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» города Капшагай. Открывает все тайны гончарного ремесла мастер Альдекенов Алмас Сулейманович. Ребята осваивают азы гончарного мастерства, узнают, как и где добыть и подготовить глину для работы, учатся технике центровки и выкрутки на гончарном круге. В арсенале навыков участников кружка появляются умения выкрутки различных кувшинов и горшков и лепки изделий разной формы. Под руководством настоящего мастера гончарных дел Алмаса Сулеймановича глина в детских руках на глазах принимает форму и превращается в оригинальное произведение искусства.
Занятия педагога проходят в очень интересной форме, предусматривается изучение как теоретических аспектов, так и освоение практических умений и навыков. Теоретическая часть предполагает изучение керамики и гончарного дела во взаимосвязи с изучением традиционного керамического искусства древних племен казахской степи, основных способов работы на гончарном станке и декорирования глиняных изделий, что, в свою очередь, способствует активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.
На практических занятиях воспитанники приобретают профессиональные умения ручной формовки из глины, работы на гончарном станке и закрепляют навыки обработки глины и декорирования глиняных изделий, создается прочная основа для развития их художественных способностей.
Пластические свойства сырья, разнообразие приемов и методов его декорирования создают на занятиях Алмаса Сулеймановича большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование художественных способностей участников кружка. Впечатления детей восторженные: вращение круга завораживает, а чудо рождения готового изделия поражает воображение; отдохнули душой и телом; повысили самооценку; приобрели полезные навыки; реализовались в творческом смысле. Ведь гончарное дело – это один из видов арт-терапии, позволяющий доставить эстетическое и интеллектуальное удовольствие.
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, учащиеся на занятиях Алмаса Сулеймановича не только постигают накопленный человечеством многовековой опыт изготовления керамики, но у них появляется возможность вылепить своими руками и забрать на память сувенир и получить массу позитивных эмоций.
Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь, благодаря Алмасу Сулеймановичу работа с глиной стала творческой площадкой для проведения интерактивных экскурсий, творческих лабораторий, выставок глиняных изделий во время международных и республиканских семинаров и научно-практических конференций для педагогов и гостей центра. Мастер – классы самого гончара раскрывают секреты рождения уникальных керамических изделий, дают возможность ощутить свободу, уверенность и силу в руках, мыслях и чувствах. А бесформенный кусок глины в ладонях участников и гостей творческой школы Алмаса Сулеймановича, превращаясь в изысканные изделия спасает от эмоциональной истощённости и радует, излучая мощный положительный энергетический заряд.
Таким образом, в РУОЦ «Балдаурен» города Капшагай создаются условия для успешной реализации программы овладения прикладными навыками, в которой дети открывают в себе неповторимую индивидуальность и чувствуют себя в стране Мастеров, где приобретают еще один, дополнительный язык, необходимый им для выражения своих мыслей, чувств и эмоций.
Программы мастерских дают толчок для развития ума и души. Приобретенные в творческих мастерских знания и навыки послужат детям хорошей защитой и поддержкой и станут основой для того, чтобы в будущем из них получились нестандартные личности, способные к действию и созиданию, а не разрушению.
Мурат ЖАНЫБЕК,
методист Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» г.Капшагай