Как развить эмоциональный интеллект у педагогов

Несипбаева Алем Жекеновна,заведующий кафедрой ППС ОП АО «НЦПК «Өрлеу» Павлодарский филиал

Ценность  эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима. Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе (где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.

По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».

Д. Гоулманом было вычленено пять составляющих эмоционального интеллекта (но надо иметь в виду, что не все согласны с его разработкой):

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • мотивация;
  • эмпатия;
  • социализация.

В первом случае речь идет о способности осознавать собственные эмоции и их причины, а также понимать себя в целом: свои цели, интересы, достоинства и недостатки и т.п. Способность к саморегуляции предполагает умение контролировать себя. Мотивация — это готовность добиваться цели, а эмпатия — умение понимать окружающих и сочувствовать им. Наконец, под социализацией автор книги подразумевал способность бесконфликтно общаться с людьми и влиять на них.

С тех пор появилось множество разработок, в которых понятие эмоционального интеллекта трактуется так же, не совсем так и почти совсем не так. Большинство из них рассматривают эмоциональный интеллект как основу успешности в бизнесе и в управлении. Например, приводится такой факт: уровень эмоционального интеллекта начальника в среднем на 20% выше, чем у его подчиненных.

Педагог — это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом. Учитель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока… Все не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями. 

Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.

Профессиональное выгорание — реальная и остро стоящая проблема. Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески, использовать широкий спектр методических приемов. Может возникнуть нервность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у учителя падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями учеников. 

Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта. Но возможно ли это?

Развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них увлекательны и не требуют особых условий.

Приведем несколько примеров.

Чтобы потренировать самопознание, можно выполнить интересное упражнение. Оно потребует 5-10 минут.

Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.

Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.

Нередко рекомендуют вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п.

Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.

Уж с чем — с чем, а с мотивацией-то учителя умеют работать! Но все же рассмотрим одно упражнение. Надо составить список проблем. Желательно вспомнить все проблемы, которые имеются в настоящий момент.

Затем необходимо переформулировать все проблемы в цели, стараясь не использовать «негативные формулировки», то есть частицу «не» и слова типа «прекратить». Обязательно проследите за изменением своего эмоционального состояния.

Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты.

Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.

Что касается социальных отношений, то здесь может помочь также рефлексия. Присмотритесь к своим взаимоотношениям с каким-то человеком и проанализируйте (лучше письменно, в виде таблицы), какие эмоции испытываете в общении с ним вы (надо вспомнить побольше и приблизительно определить их частотность), а какие — он с вами. В идеале отношения должны быть сбалансированными (неправильно, если у вас преобладают отрицательные эмоции, а у другого человека — положительные или наоборот). Если это не так, надо попытаться определить причину этого дисбаланса.

Разумеется, эмоциональный интеллект учеников развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.

Но задача учителя помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.

Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Например,  сангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков — с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех. И это задача для психолога, который ведет в классе групповые занятия, а не для учителя.

Однако все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. А проводить такие игры можно во время классного часа.

 

 «Банк эмоций»

Каждый ребенок должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.

«Угадай эмоцию»

Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача — с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.

«Что ты чувствуешь?»

Учитель называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Ученик должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ребенку объяснить, почему он испытывает такие чувства.

Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою. Собственно, нечто подобное делается на уроках литературы при анализе мотивации героя произведения.

«Корень чувства»

Ребята делятся в группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?

«Ситуации»

Ребята разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию, которую предложил учитель (например, «Вы рассказываете о победе на олимпиаде по информатике», «Вы рассказываете о болезни хомячка», «Ваш друг случайно разбил ваш смартфон» и т.д.). Разыграв сценку, ребята должны рассказать о чувствах, которые они испытывали.

Можно по-разному относиться к учению об эмоциональном интеллекте. Среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, высказываются различные критические замечания, в основном касающиеся рамок предмета исследования и сложности фиксирования результата. Но нет сомнений, что навыки, которые обычно включают в понятие эмоционального интеллекта, чрезвычайно важны и полезны для каждого. А поэтому есть смысл потратить некоторое время и усилия для того, чтобы развить эти качества у учеников и улучшить у себя самого.

 

Несипбаева Алем Жекеновна,
заведующий кафедрой ППС ОП
 АО «НЦПК «Өрлеу» Павлодарский филиал

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий