Эксклюзивное интервью. Алия Назарбаева: «Нашим учителям особенно необходимы человеческая поддержка, внимание и забота»

В конце ноября в Казахстане были подведены итоги Национальной премии «Учитель Казахстана 2020». Победитель конкурса стал не только обладателем значительной денежной премии, но и претендентом, наряду с 9 другими финалистами, на звание «Учитель мира». Такой уникальный шанс участники конкурса – а это рядовые казахстанские педагоги – получили благодаря Фонду развития общественно-значимых инициатив, который и выступил организатором премии.

О том, как возникла идея Национальной премии «Учитель Казахстана», о роли учителя в обществе и многом другом мы говорили в интервью с учредителем Фонда развития общественно-значимых инициатив Алией Нурсултановной Назарбаевой.


-Алия Нурсултановна, наша читательская аудитория наверняка заинтересована прошедшей Национальной премией «Учитель Казахстана». Расскажите пожалуйста, с чего все началось? Как возникла идея?

-В 2019 году я посетила Глобальный Форум по образованию и практическим навыкам, который проходил ежегодно в г. Дубае (ОАЭ). Форум является одной из главных площадок для сотрудничества и решения проблем в области образования, куда съезжаются государственные и общественные деятели, бизнесмены, учителя, филантропы из порядка 40 стран мира. Основным событием Форума является вручение премии «Учитель мира» в размере одного миллиона долларов. После принятия участия в Форуме, мне очень захотелось видеть казахстанский флаг в числе участников такого масштабного мероприятия.

Основатель Форума и Глобальной Премии – Санни Варке.

Санни Варке — международный деятель в сфере образования, обладатель звания Посла доброй воли ЮНЕСКО «за вклад в налаживание инновационного партнерства в государственном и частном секторах с целью предоставления детям из малообеспеченных семей по всему миру возможности получить качественное образование».

Тогда, встретившись с Санни Варке лично, пожав друг другу руки, мы пришли к соглашению подписать Меморандум о Взаимопонимании. Так Казахстан стал официальным партнером Глобальной Премии. Отмечу, чтобы вывести учителей нашей страны на мировую арену, обязательным условием международных партнеров является национальный отбор лучших учителей страны по всем критериям Глобальной Премии. Так у нас появилась Национальная премия «Учитель Казахстана».

-Каким образом определяется победитель премии «Учитель мира»? Насколько высоки шансы у наших нынешних кандидатов стать обладателями этого почетного титула?

-Победитель Национальной премии «Учитель Казахстана» и 9 лучших финалистов определяются по результатам двух этапов судейства.

Отбор и система судейства Национальной премии «Учитель Казахстана» сформированы согласно критериям и методикам проведения Глобальной премии «Учитель мира».  Особое внимание отведено прозрачности и открытости процедуры рассмотрения и оценивания портфолио участников, в этих целях Фонд развития общественно значимых инициатив уже 2 года привлекает международную аудиторскую компанию Pricewaterhouse Coopers в качестве независимых наблюдателей. Компания Pricewaterhouse Coopers также сотрудничает с Глобальной премией «Учитель Мира».

Оценивают работы участников члены Независимой Академии Судей.

В состав Независимой Академии судей в 2020 году вошли приглашенные эксперты с многолетним профессиональным опытом, которые лично заинтересованы в модернизации и применении инновационных подходов в системе образования в Казахстане.

Для судейства была разработана платформа, где у каждого из судей был личный кабинет для оценивания работ участников в онлайн-формате.

Я считаю, что наши кандидаты достойны того, чтобы как минимум быть в топ-50 лучших учителей мира. Все кандидаты проявили очень высокие компетенции, чему мы очень рады.

-Главным образом премия ведь ставит своей задачей поддержку молодых педагогов? Как вы считаете, а что еще может мотивировать молодых выпускников вузов идти на работу в школу? Какие механизмы со стороны государства должны быть задействованы, чтобы молодые люди считали за честь – работать учителем?

-Национальная премия «Учитель Казахстана» ставит своей задачей выявление творчески работающих, талантливых педагогов любого возраста, в своей ежедневной работе реализующих идеи гуманной педагогики. Устойчивое желание быть учителем и мотивация на получение педагогического образования, в первую очередь, могут быть связаны с семьей, которая является носителем династии учителей на протяжении нескольких поколений. Формирование мотивации на получение педагогического образования с продолжением работать в школе должно быть заботой, в первую очередь, государства, которое создаст условия для молодых учителей. И эти условия заключаются не только в материальных стимулах, но и других средствах и способах привлечения выпускников педагогических вузов в школу. Это и создание позитивного образа, реальные меры по защите правового и социально-экономического статуса учителя, это формирование определенной государственной политики в отношении педагогических вузов как «кузницы» молодых кадров для современной школы.

-В продолжение предыдущего вопроса: в начале этого года вступил в действие Закон «О статусе педагога», который внес много корректив в работу учителей. Учителей освободили от лишней общественной нагрузки, им повысили зарплату, усилили социальную составляющую… А что, на Ваш взгляд, больше всего необходимо казахстанским учителям?

-Труд учителя – это очень тяжелый труд. Не каждому человеку, имеющему педагогическое образование, дано быть Учителем с большой буквы. Ведь быть учителем скорее призвание. Как много душевных качеств он должен объединять в своем характере: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Лев Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. На мой взгляд, нашему Учителю сегодня необходимы Уважение и Любовь со стороны детей, родителей и государства в целом. Сейчас, в условиях дистанционного обучения, нашим учителям особенно необходимы человеческая поддержка, внимание и забота.

-Не так давно на страницах нашей газеты «Білімді ел – Образованная страна» обсуждалась тема наличия у педагогов различных дипломов, грамот и «статусов», которые сейчас, как оказалось, можно купить даже за 2 тысячи тенге. Заплатил – и у тебя сертификат, что ты на Доске почета… А как Вы считаете, как должен оцениваться учительский труд? Должно ли наличие сертификатов быть основополагающим?

-Нельзя доверять обучение и воспитание детей тем, кто покупает поддельные документы об обучении. Я считаю это абсолютно недопустимым. Конечно, педагоги должны и имеют право проходить различные курсы, получать сертификаты и грамоты за участие в конкурсах. Но, вместе с тем, наличие сертификатов не должно быть основополагающим при оценке учительского труда. Мерилом труда учителя должно стать отношение детей, родителей, поддержка государством в виде хорошего социального пакета.

-Алия Нурсултановна, ваш фонд большое внимание уделяет экологическому образованию. На своих аккаунтах в соцсетях вы также активно поддерживаете эко-направление. Скажите пожалуйста, вот сейчас, когда Вы «в теме», в чем Вы видите главную проблему? Если говорить глобально об экологии и в частности о нашей стране, что нас ждет и чего опасаться? И с чего должно начинаться экологическое воспитание?

-Поддержка реализации в Казахстане системных инициатив, направленных на улучшение качества жизни граждан, охрану окружающей среды и продвижение принципов «зеленого» образа жизни является основной целью деятельности Фонда.

Экологическая ситуация в стране, несмотря на немалые финансовые вливания, лучше не становится. В Казахстане, как и в мире в целом, есть проблемы с запасами чистой воды, накапливаются проблемы, вызванные растущими отходами. По данным независимых экспертов, среди жителей отдельных регионов страны из-за загрязнения воздуха, воды и почвы наблюдается рост таких заболеваний, как аллергия, онкология, болезни лёгких. И пора об этом серьезно подумать.

Главная проблема в отсутствии системного взгляда на проблемы экологического образования. Только системное экологическое воспитание и обучение, с детского сада, семьи, школы, колледжа, вуза позволит сформировать экологическую грамотность в каждом казахстанце. Считаю, что формирование экологической грамотности необходимо начинать через интеграцию вопросов экологии в существующие стандарты образования: от дошкольного до вузовского.

С этой целью мы создали уникальный казахстанский продукт, не имеющий аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом – обучающую платформу IT-EACH. Это экспериментальная программа эколого-гуманного образования и воспитания для учащихся 6-8 классов, которая в увлекательной игровой форме расскажет детям об экологии, культуре и искусстве Казахстана. Платформа IT-EACH будет доступна с января 2021 года. Следить за новостями можно будет на нашем сайте www.it-each.com

-Не так давно общественники предложили ввести в школах урок, на котором детей будут учиться заботиться о животных. Как считаете, есть такая необходимость?

-Заботиться о животных необходимо каждый день и для этого, на мой взгляд, не нужно вводить еще один урок в школе. Учить ребенка ответственности за тех, кого он приручил – важно, но до определенного возраста ребенок не в состоянии понять этих чувств. Эмпатии учатся со временем. 

В нашей обучающей платформе IT-EACH пристальное внимание уделено изучению особо охраняемых природных территорий Казахстана, знакомству с краснокнижными животными и растениями, а главное – развитию осознанного сопереживания живым существам

-Алия Нурсултановна, Вы очень откровенны и открыты в соцсетях. У Вас очень душевные посты: если речь о какой-то общественной проблеме – то чувствуется Ваша боль, если вы делитесь позитивными новостями, сквозь строки словно проглядывает Ваша улыбка… Если же речь идет о семейных ценностях, со страницы идет тепло… Скажите пожалуйста, Вы сами ведете свою страницу (в частности, Инстаграмм)? И какую роль Вы отводите социальным сетям в современном мире?

-Да страницу я веду сама, поэтому не всегда получается всем отвечать, запросов и вопросов очень много, но я стараюсь внимательно относиться ко всему, что приходит в социальные сети. Многие мои подписчики писали мне о том, что хочется больше информации, открытых диалогов и размышлений, поэтому не так давно я открыла личный аккаунт в Facebook.  

Социальные сети я завела для того, чтобы самой видеть то, что происходит и какие вопросы волнуют людей. На мой взгляд, это крайне важно для того, чтобы правильно вести проекты. Также именно из социальных сетях я узнала о нескольких случаях, когда люди проявляли настоящий героизм и ничего не ждали взамен. Просто совершали подвиги. Так к нам пришла идея Первой казахстанской глобальной премии – ADAM BOL AWARDS. За основу главной идеи этого проекта мы взяли незабвенные слова назидания великого Абая Кунанбаева – «Адам бол», «Будь человеком», и я очень верю, что проект понравится. Все подробности вы сможете узнать на сайте премии и в аккаунтах в социальных сетях.

-Спасибо за интервью! Спасибо Фонду общественно-значимых инициатив за то, что во главу угла поставлена благородная миссия – повысить статус Учителя.

 

Фонд общественно-значимых инициатив создан в 2017 году с целью возрождения экологического сознания нации, основанного на традициях и принципах устойчивого развития. Целью Фонда является поддержка реализации в Казахстане системных экологических инициатив, направленных на охрану окружающей среды, улучшение качества жизни граждан, продвижение принципов зеленого образа жизни и другие общественно-полезные цели.

Первая глобальная казахстанская премия ADAM BOL AWARDS посвящена людям, которые своим реальным примером доказывают – в жизни всегда есть место подвигу. В наше удивительно непростое время, когда псевдогерои со своими псевдоценностями пытаются создать новую реальность, вопрос истинного героизма и природы настоящего подвига становится особенно актуальным.

Что движет людьми, которые совершают, может быть, самый главный в своей жизни поступок? Протягивая в нужный момент свою руку помощи и часто рискуя собственной жизнью в экстремальных обстоятельствах, герои нашего времени не просто спасают кого-то.

Своими благородными поступками они спасают наши сердца – от равнодушия и слепоты, наполняя наши души светом, верой, надеждой и радостью. Радостью за то, что мужество, сила духа, самопожертвование во имя чьей-то жизни, любовь к ближнему и готовность помочь тем, кто в этом нуждается, не задумываясь, были и остаются главными ценностями настоящих героев, скромных, добрых, порядочных и честных соотечественников.

Миссия проекта:

Пусть страна знает своих настоящих героев в лицо. Благородные поступки и скромные ежедневные подвиги наших соотечественников доказывают лучше всего, что героями не рождаются, ими становятся.

Девиз проекта:

Герои рядом!

Цель проекта:

Через общественное признание и поощрение достойных поступков повысить уровень социальной значимости ответственных и патриотичных людей, а также повысить авторитетную незыблемую роль базовых человеческих ценностей.

www.adambolawards.com
https://www.instagram.com/adambolawards/
https://www.facebook.com/AdamBolAwards\

 

Миргуль Джилкишинова,
Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий