Модель трансформации регионального вуза
Количество населения планеты приближается к отметке в 8 миллиардов человек. С восходом солнца люди начинают ставить цели на день, высокие или обыденные. От уровня целей зависит успех человека, страны и мира в целом.
Конкурентоспособность нашей страны зависит от целей, который ставит себе каждый казахстанец. Пока солнце восходит в Японии и заходит в Америке, генерируются тысячи мыслей и идей, способных менять жизни. А какие цели ставим себе мы?
Пока один думает, как достичь успеха на локальном уровне, другой преуспевает в планетарном масштабе. Разница лишь в их целях и знаниях, которыми они обладают.
Новые потоки мышления и подходы к решению фундаментальных и прикладных задач исторически создавали университеты. В данном ключе видится необходимость трансформации регионального вуза в эпицентр реальных изменений. Для этого переход от линейного к стратегии нелинейного типа развития, который включает пересмотр управленческих подходов и смыслового содержания вовлечения основных стейкхолдеров, является критически необходимым. Ядром нелинейного вуза является не человек (студент, преподаватель, сотрудник), а само взаимодействие всех участников образовательного процесса с экономическими и социальными субъектами региона. В управление развитием университета активно должны быть вовлечены все участники: студенты, преподаватели, сотрудники, Акимат области, индустрия, местный бизнес и жители. Такая стратегия изменений позволит преодолеть синдром «мнимой эффективности», предлагая инструменты всесторонней оценки и вовлечения.
Высокая скорость трансформации для структурных преобразований требует соответствующих навыков. Местные преподаватели обладают уникальными знаниями, но их потенциал необходимо поднимать на новый уровень решения задач. В этих целях в университете начата реализация комплексной программы повышения потенциала человеческих ресурсов путем трансляции опыта выпускников топовых вузов мира, включая стипендиатов программы “Болашак”. Программа состоит из трех направлений: навыки управления проектами, научные коммуникации и повышение исследовательского потенциала, а также языковых компетенций.
Для реализации трансформационных процессов необходима критическая масса людей, имеющих разнообразный бэкграунд. Проблема набора критической массы была решена путем вовлечения потенциала местных преподавателей, приглашение выпускников зарубежных вузов из Алматы и Нур-Султана, привлечение местных экспертов из индустрии посредством создания Индустриального комитета, организация онлайн встреч с экспертами из других стран.
Вопрос создания Индустриального комитета назревал давно и был обусловлен существующей разницей между компетенциями выпускников и требованиями рынка труда. Эта проблема обсуждается вузами на различных международных площадках, но не имеет универсального решения. Индустрия сама зачастую затрудняется определить какими навыками должен обладать начинающий сотрудник и в каких направлениях нужно повышать компетенции существующих работников. Здесь индустрии необходим прогнозный потенциал университетов, которые, в свою очередь, должны создавать совершенствующиеся технологии и готовить кадры, владеющие данными технологиями.
Университет, начав играть интегрирующую роль, превращается в диалоговую площадку индустрии и бизнеса. Одним из результатов которого должно стать создание филиалов компаний на базе университета, коммерциализация научных проектов, финансирование стартапов обучающихся и многое другое.
Конвергенция университета и индустрии приводит к позитивным процессам совместного созидания большего блага и реализации интеграции “Индустрия – образование – наука – бизнес”. При университете создается Индустриальный полигон – площадка коммуникации индустрии и академического сообщества, где синергия приводит к генерации новых решений и новых знаний. Это также приведет к развитию центра совместных исследований, стимулирующего дальнейший трансфер технологий. Развитие индустриального полигона позволит университету диверсифицировать доходы и преодолеть финансовую зависимость от количества студентов в университете. На площадке полигона планируется запуск тренингов и менторских сессий для региона, что положит основу для развития региональной экосистемы стартапов.
Глобальная пандемия обострила необходимость цифровой трансформации образовательной сферы. Перед казахстанскими университетами стоит задача цифровизации контента, усовершенствование IT-инфраструктуры, а также автоматизации административных процессов. Начальный этап цифровизации нашего вуза реализуются через программные решения Microsoft Office, Hero Workspace, Hero HR, Hero Studyspace, позволяющие комплексно анализировать все внутренние процессы в режиме реального времени. Сотрудничество с Coursera и другими платформами массовых открытых онлайн курсов (МООК) позволяет студентам и преподавателям не только повысить свои компетенции, но и ознакомиться с лучшими практиками для дальнейшего выпуска собственного цифрового контента. Параллельно с цифровизацией контента необходимо внедрять более совершенные методы обучения посредством искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. При университете действуют несколько учебных лабораторий, оснащенных оборудованиями с элементами дополненной реальности. Искусственный интеллект внедрен в систему контроля и управления доступом в университет и осуществляется посредством технологии Face ID.
Результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества и развития свидетельствуют о негласной проблеме соответствия качества абитуриентов к современным задачам и требованиям высшего образования Казахстана. Переход человеческого капитала с низкими компетенциями от школ к колледжам, и университетам и далее к рынку труда принял устойчивый характер. Образовательная миграция успешных выпускников региона в вузы в Алматы, Нур-Султана и в зарубежные страны приводит к истощению человеческого капитала в регионе и концентрации в них демотивированного контингента студентов. Конструктивной реакцией на данную проблему было создание образовательного хаба в Атырауской области – West Hub и запуск программы довузовской подготовки Foundation. Сотрудничество призвано стать основой для повышения качества образования в регионе – от школ до вузов и создать одну производственную цепочку школа-колледж-университет-индустрия. Основная цель создания образовательного хаба – подготовка учеников школ для поступления в вузы, проведение профориентации в целях сохранения сильных абитуриентов в регионе.
С текущего года на базе университета функционирует интеллектуальная база для обучающихся и преподавателей естественно-математического цикла, цель которой – повышение результатов учеников школ региона в международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке уровня математической грамотности. Разработана программа Foundation по математике, физике и химии, являющиеся основной базой для поступления на технические направления подготовки. Сегодня Университет готов приступить к реализации проекта профориентации школьников и их подготовки к сдаче ЕНТ. Oн будет осуществляться совместно с «UStudy», который только за последние 2 года провел более 140 тысяч тестирований школьников разных уровней в крупнейших регионах Казахстана.
Университет участвует в разработке Атласа новых профессий и компетенций для нефтегазовой отрасли Казахстана, организационным партнером которого выступает Ассоциация KAZENERGY. Данный Атлас дает представление о ключевых трендах, технологиях и возможных изменениях в отрасли в горизонте будущего 10-15 лет, а также более точное понимание структуры нефтегазового комплекса, производственной экосистемы и вопросов кадровой политики. Университет выступает здесь не только как бенефициар результата данного проекта, но и стремится стать Центром компетенций по подготовке специалистов по трансформирующимся и новым профессиям для нефтегазового комплекса страны.
Академическая политика вуза меняется в сторону повышения стандартов качества образования. Контент программ и курсов должен быть сориентирован на опыт обучающегося и требует системного пересмотра методов обучения и оценивания. Мы перемещаем фокус с оценивания академических достижений на основе теоретических материалов на комплексную оценку опыта обучающегося, который подразумевает академическое и социокультурное развитие студента в экосистеме университета, предлагающая постоянное взаимодействие со всеми стейкхолдерами в цепочке “индустрия-наука-бизнес-образование”.
В то же время любые проявления академических девиаций пресекаются на всех уровнях. Обеспечение прозрачности всех процессов деятельности университета, соблюдение принципов академической честности студентами и преподавателями – наш главный приоритет. Университет стремится вступить в «Лигу Академической честности», основной целью которой является повышение качества образования путем реализации и продвижения принципов академической честности.
Сегодня в университете идет изменение смыслового содержания партнерства, фокус взят и на глобальные цели, в том числе. Был подписан меморандум о взаимопонимании с представительством ООН в Казахстане и при университете создан Каспийский хаб по Целям устойчивого развития – Caspian SDG Hub, нацеленный на объединение усилий и инициатив всех заинтересованных сторон, вузов, представителей бизнеса, НПО и отдельных лиц в содействии реализации Целей устойчивого развития ООН в странах Прикаспийского региона. На данный момент 9 государственных вузов из Азербайджана и России подписали соглашение о сотрудничестве в Каспийском хабе по целям устойчивого развития (Caspian SDG Hub), в рамках которого создается Сетевой университет, предполагающий реализацию трансграничных проектов, единые стандарты качества, мультикампусное обучение студентов, взаимодействие по принципу комплементарности.
В XXI веке ответственность университетов перед обществом намного выше, чем это может показаться на первый взгляд. Университет, выполняя миссию драйвера социокультурного и экономического развития региона, должен стать главным звеном взаимодействия всех основных стейкхолдеров.
Сильный университет – это сильные кадры и сильный регион. Сильный регион – это сильный Казахстан!
Поставив перед собой цель трансформации в вуз с глобальным влиянием, мы должны обладать навыком предвосхищения и работать на опережение времени.
Гулзада Шакуликова,
д.э.н., профессор,
Председатель Правления – ректор
НАО «Атырауского университета нефти и газа имени С.Утебаева»