Подход Lesson Study как способ улучшения практики преподавания
В образовательной системе Республики Казахстан происходят большие перемены с внедрением программы обновления содержания образования. Учителю в таких условиях необходимо быть умелым практиком, исследователем, наблюдателем, ломая устаревшие стереотипы традиционного образования. Каждый из учителей ищет ответы на вопросы: «Как учить детей, как мотивировать учащихся к получению знаний, как преодолеть трудности в обучении?».
Решением данных проблемных вопросов было использование в школьную практику преподавания подхода Lesson Study.
Отличительная сторона Lesson Study заключается в том, что:
Во-первых, урок-исследование является длительным процессом, который проводится командой учителей;
Во-вторых, он носит практико-исследовательский характер, направленный на положительную динамику, изменение и улучшение уроков. Решается ключевая проблема в обучении в конкретном классе с помощью систематического сбора и анализа данных;
В-третьих, это командная работа, где группа заинтересованных учителей проводит исследование над решением актуальной проблемы в обучении в определенном классе на протяжении трех циклов уроков-исследований;
В-четвертых, в период трех циклов исследования в действии особое внимание уделяется на систематизацию и анализ сбора данных, которые служат источником обсуждения и анализа для конкретной рефлексии и получения реальных результатов;
В-пятых, весь процесс урока-исследования в трех циклах фиксируется в протоколе в целях публикации и распространения накопленного опыта работы.
Для проведения данного исследования администрацией нашей школы были выбраны 8 классы. Была создана команда учителей работающих в этих классах. Среди членов команды были распределены роли: модератора, учителя, который ведет урок, наблюдателей за фокусом учащихся АВС, секретаря и оператора.
Исследование было организовано по теме «Определение наиболее эффективных форм и методов обучения в 8 классах» с использованием подхода Lesson Study. Каждый учитель провел по 4 урока подряд. Перед началом работы провели заседание фокус- группы. Учителям была поставлена цель проведения исследования. Определились, что на уроках работу проведем в 4 формах: групповая работа, пара переменного состава, пара постоянного состава и индивидуальная работа. Сравнив все формы проведения урока, выберем наиболее эффективный. На всех уроках учителям необходимо учесть обучение с использованием инструментов критического мышления. Необходимо определить, как при групповой форме работы учащиеся взаимодействуют друг с другом, каждый ли вовлечен в учебный процесс, а при обучении в парах они совместно приобретают знания, учатся задавать друг другу вопросы, отвечать на них, производить взаимопроверку. Такие формы работы помогут ученикам раскрыться, самореализоваться.
Главной задачей учителей является поддержание активности, интереса и движения на всех этапах урока.
Именно подход Lesson Study позволяет выявить насколько учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Также происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой кругозор.
Роль учителя состоит в том, что он:
– направляет усилия учеников в определенное русло;
– создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
– даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
– подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Проведение опроса исследуемых учащихся и совместное обсуждение наблюдателей, представление результатов использования подхода Lesson Study позволяют видеть учителям, как нужно построить урок, какие приёмы и методы обучения применить, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках.
Например, на уроке алгебры ученица А постаралась организовывать работу в группе, направляла и помогала ребятам, тем самым развивая свои лидерские качества.
Ученик В предпочитала работать самостоятельно, индивидуально. Ранее, не имея навыков работы в группе, стала активно участвовать в обсуждении практической работы над постером. На уроках алгебры оказывала помощь товарищу по паре. Это показывает ее рост в социальном аспекте.
Наблюдая за учеником С1 на уроке алгебры, учителю были даны рекомендации: определить роль для ученика в группе, что поможет ему готовиться тщательно к урокам и активнее работать на уроке, так как он несет ответственность за работу группы. Он четко выполнял свои обязанности тайм-спикера.
Совместно выполнение творческого домашнего задания пробудили у ученика С2 желание готовить подобные задания и самостоятельно.
Внедрение подхода Lesson Study в практику обучения и преподавания в нашей школе было успешно реализовано. Дети с большим удовольствием приходили на уроки. Цели, направленные на действия учителей и учащихся показали свои результаты на основе анализа и сбора данных исследуемого класса, и содействовали решению проблемной темы.
В заключении хочется сказать, что проведение исследовательских уроков мобилизовало команду учителей, способствовало развитию профессиональных навыков, обмену опыта. У нас сложились доверительные отношения, научились работать в команде, где каждый несет ответственность за результат. Главное – научить детей учиться!
Майгуль Тергемесова,
заместитель директора по учебной работе КГУ «Шалдайская средняя общеобразовательная школа Щербактинского района акимата Щербактинского района»