Независимость и учебники по истории Казахстана

В годы независимости в Казахстане появилась возможность формировать свою собственную школу авторов учебников. В разработке учебников по истории Казахстана есть определенные нюансы, о которых мы попросили рассказать автора ряда  учебников для общеобразовательных школ страны, доктора исторических наук, профессора  Зиябека Кабульдинова.

 

Зиябек Ермуханович, почему в обществе существует столь пристальное внимание к  учебникам по истории Казахстана? Только ленивый не обсуждает их. Нет однозначной оценки новых учебников. В чем проблема?

– 16 декабря 1991 года сбылась многовековая мечта казахского народа по возрождению традиции независимого государства, которая насчитывает более 2500 лет со времен еще великих саков, наших непосредственных предков. В один миг рухнула целая эпоха с особой и надутой советской идеологией, с несбывшейся  идеей о построении «светлого будущего». Наряду с позитивными моментами последних лет социалистического строя, было немало и  негативных сторон: высылка баев и кулаков, гибель в огромном количестве населения от голода, массовые политические репрессии 20-50 годов XX века и так далее. К примеру, в начале 30-х годов XX века наш народ пережил один из самых тяжелейших потрясений в своей истории – массовый голод, унесший жизни почти половины населения республики, среди невинно убиенных оказались и 200 тысяч представителей других национальностей. В годы сталинского тоталитарного режима на просторах Казахстана оказались миллионы политических заключенных. В 1937–1938 годах была практически уничтожена вся интеллектуальная и культурная элита республики (более 100 тысяч человек), от этого удара, к сожалению, мы не оправились и по сегодняшний день. В этой связи Елбасы Н.А. Назарбаев не случайно пишет:  «Для казахского народа весь XX век состоял из страшных событий, которые другим народам могли присниться только в кошмарном сне. Я поражаюсь той фантастической выносливости и тому неимоверному долготерпению, с которыми мой народ пережил все эти ужасы». Не случайно и Глава государства К.К. Токаев недавно создал Государственную комиссию по полной реабилитации жертв репрессий 20-50 годов  XX века.

Но в советское время в школах республики все эти сложные перепетии истории не изучалась: было наложено жесткое табу.  И народ, особенное поколение, рожденное в послевоенные годы, стало забывать эти трагедии. Поэтому часть наших граждан живут ценностями другой эпохи, иллюзиями несуществующей и ушедшей в небытие страны, скажу больше – есть категория людей, кто  по причине незнания прошлого нашей страны, ностальгирует даже по периоду Российской империи.

Поэтому у нас идут подобные «разночтения», разное понимание нашего общего прошлого… 

– Совершенно верно, одни родители требуют убрать с программы период военно-казачьей колонизации Казахстана, считая, что казахский народ сам добровольно, в явочном порядке, отказался от многотысячелетней традиции государственности, чего в мировой истории не было, сделав якобы выбор в сторону «добровольного вхождения», другая часть – категорически требует разъяснения своим детям каким же образом происходил процесс ликвидации государственности, чтобы  в будущем не повторять этот негативный опыт. Кто-то из родителей считает, что мы не должны показывать национально-освободительные движения, а другая – требует более жесткой политико-правовой оценки этих кровавых событий.  Поэтому, мы, авторы школьных учебников пытаемся показать историю такой, какой она есть, без лишних прикрас и добавок…

Есть попытки критики содержания учебников со стороны ученых и общественности других государств? 

  В этой связи, хочу сразу же опонировать: Казахстан – суверенное государство, которое вырабатывает свою политику разработки типовых учебных программ и учебников. Поэтому этот вопрос сам собой отпадает. Мы пишем учебники для своей страны и для своего народа. В то же время не вмешиваемся в дела других государств, касающиеся и издания учебников, в том числе и по истории их стран. К примеру, это отражано и четко прописано в основных принципах создания Евразийского экономического союза.

Какие трудности испытывают авторы учебников при их подготовке?

– Все учебники, разработанные мной совместно с коллегами были выпущены в издательстве «Атамура», которое создает все необходимые условия для авторских коллективов. Есть разночтения в плане интерпретации дат, имен, событий в учебниках, изданных разными издательствами. В этом плане у нас должна функционировать Государственная или ведомственная комиссия по их уточнению и вынесению окончательного и правильного решения. Путаются с ними наши  дети и учителя, особенно во время сдачи ЕНТ.

До недавнего времени серьезные претензии были к типовым программам по школьным учебникам: по несовершенству названий параграфов; по нарушению хронологических рамок. Имелись повторы ряда параграфов.

В настоящее время идет работа по созданию новой версии Типовой программы, вовлечены многие ученые, специализирующиеся по различным историческим периодам. Общественность также участвует в обсуждении новой, обновленной версии программы.

Учебники должны быть призваны воспитывать патриотизм, любовь к своему Отечеству и готовность выступить на защиту своей Родины!

Хочется выразить благодарность Министру образования и науки Аймагамбетову А.К. за столь пристальное внимание к содержанию учебных программ, от которых зависит в немалой мере и содержание учебников.

Расскажите, где Вы черпаете материалы для учебников?

– Информация должна быть верной и выверенной. Поэтому мы пристальное внимание обращаем на архивные материалы. Я часто работаю в ЦГА РК. Участвую в зарубежных архивных экспедициях. Наш Институт ежегодно издает по 2-3 сборника архивных документов. К примеру, недавно мы перездали сборник материалов, подготовленный профессором К. Хафизовой: материалы  в основном из китайских и российских архивов.

Зиябек Ермуханович, какие интересные материалы Вы извлекли из архивов, которые постепенно перекочевывают в школьные учебники?

– К примеру, из Исторического архива Омской области мы извлекли уникальный документ за 1774 год, когда в ноябре месяце султан кыпчакского улуса Султанмамет в районе Коряковской крепости  перегнал на правый берег Иртыша 20 000 тысяч голов собственных лошадей.  Кстати, у него было 18 сыновей, рожденных от двух жен. У каждого из них также  было по несколько тысяч голов лошадей.

Для развития малого и среднего бизнеса в современном ауле, для современного животноводства этот пример весьма поучителен. А почему бы и нет, если есть такой  пример из реальной нашей истории.

Или же: весной 1771 года возле озера Балхаш степняки собрали около 100 тысяч воинов для решительного сражения с отступающими на территорию опустевшей Джунгарии волжскими калмыками, из них 50 тысяч было собрано на территории одного Северо-Восточного Казахстана, которое было подведомственно султану Султанмамету.

Есть дискуссии по поводу годов жизни  и кончины верховного бия Среднего жуза Каздаусты Казыбек бия, в том числе и перекочевавшего на страницы школьных учебников…

В современных учебниках считается, что Казыбек би скончался в 60-х годах XVIII века.   И вот очередная архивная находка по итогам научной архивной командировки за 2019 год: она связана с новой трактовкой жизни и деятельности Казыбек бия и Бекболат бия (сына Казыбек бия-авт.) из Каракесекской волости: 28 октября 1775 года в своем рапорте командующий Ямышевской крепости (на территории нынешней Павлодарской области-авт)  капитан артиллерии М.Л. Лебеткин пишет  командиру Сибирского корпуса генерал-поручику И. А. Деколонгу о приезде в данную крепость Торебатыр султана, который рассказал о создавшейся конфликтной ситуации между старшиной Каракисецкой волости Казыбек-бием и Бекбулатом – с одной стороны, и со старшим ханом Абылаем – с другой. Мы хотим обратить внимание на один уникальный факт: автор рапорта открыто пишет, что в условиях октября 1775 года знаменитый Каздаусты Казыбек би все еще был жив, а не умер в 60-х годах этого же столетия, как это  ошибочно и неверно трактуют практически все отечественные издания, энциклопедии, многотомники по отечественной истории, в том числе и «Википедия» и «Уикипедия» (1763, 1764, 1765, 1766, 1767 и т.д.). Вот выдержки из данного уникального документа: «В Ямышеве, сего октября 25-го дня верноподданного и доброжелательного к российской стороне киргис-кайсацкой Средней орды старшины Батыря-Тюри Урманчина, исполняя ордер вашего высокопревосходительства, пущенной минувшаго сентября от 29 под № 459-м, а мною полученной 3-го числа сего месяца, о старшинах Каракисецкой волости Казыбеке-бии и Бикбулате, не имеют ли они с подвластными своими киргисцами намерения чинить нашим российским людям ныне по закрытии реки Иртыша шалости и воровство, посторонним и неприметным образом выведывать старался. И как только я у оного Батыря-Тюри велел спросить толмачю про тех каракисецких старшин: не знает ли он их, и ежель знает – где ныне они пребывание свое имеют? На что он тотчас ответствовал, что он их знает, и ныне-де они против Устькаменогорской находятца. Между тем сам проговорил, что-де сии старшины ныне с Облай-султаном в ссоре за то, что оные старшины в нынешнее прошедшее лето Облай-султанова сына высекли плетьми, якобы за причиненную им прежную обиду. За что-де Аблай-султан на них и злобствует….. И из них-де один, Казыбек-бий, слышел он, Батырь-Тюря, что нынешнею зиму пребывание свое иметь будет выше Семиярского фарпоста».  

Какую же  информацию мы получаем из этой краткой выжимки документа: во-первых, осенью 1775 года знаменитый би Каздаусты Казыбек был  еще жив.  Во-вторых, Казыбек би и его сын Бекболат осенью 1775 года благополучно кочевали в районе Усть-Каменогорской крепости и зиму планировали провести в районе Семиярской крепости. В-третьих, между чингизидами  в лице Абылая и простолюдинами имели место конфликтные ситуации, но избиение султанов простыми казахами категорически запрещалось степными законами.  В –четвертых, если в существующих на сегодня изданиях Казыбек би родился в 1667 году, то получается, что ему на момент создания этого документа было 108 лет, что не совсем правдоподобно: видимо, годы его жизни требуют тщательного и дополнительного исследования. Но пока, мы смело можем год кончины поставить как – «не ранее осени 1775 года», пока не нашли новые документы.

–Уходящий год был ознаменован и годом 1175-летия аль – Фараби. Нашло ли это памятное событие отражение в Ваших учебниках?

– Безусловно. Материал о нем пристутствует в новом учебнике за 11 класс. Абу Насыр Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870–950) был крупнейшим мыслителем Востока. Он был известен как автор комментариев к трудам древнегреческого мыслителя Аристотеля. Не случайно аль-Фараби прозвали «Вторым учителем». Его научные трактаты оказали свое влияние на ученых не только Востока, но и на общественно-политическую мысль средневековой Западной Европы. После себя он оставил около 160 научных трактатов по самым различным отраслям. По его мнению, человек может познать мир посредством своих органов чувств и разума. Своим потомкам он дал ценные советы и рекомендации, призывая человечество придерживаться следующих важных принципов и ценностей: «Быть благоразумным, целеустремленным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок,разврат, измену, ложь, уловки… Стремиться к возвышению в науке и учению, …не делая ее средством приобретения материальных благ». Ученым мужам он оставил также мудрые советы: «Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки закона». Мыслитель убежденно считал, что «подобно тому, как отец ответственен за поступки своих детей, так и каждый народ ответственен перед своей историей».

Он оставил после себя ряд фундаментальных общественно-политических и научных трактатов: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах». 29

Опираясь на политические и этические идеи греческих философов,прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. По мнению мыслителя, во главе добродетельных городов должны находиться мудрые правители, которые должны быть и руководителями своих религиозных общин. В этих городах правители стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей. Здесь царствует добро и справедливость, не приветствуются несправедливость и зло. По мнению аль-Фараби, есть и невежественные города, главы и жители которых не знают, что такое истинное счастье и совсем не стремятся к нему. Наоборот, они стремятся только к телесному здоровью, преданы наслаждениям и стремятся к обогащению.

В настоящее время Казахстан празднует 750-летие Улуг Улуса. Насколько казахские ханы считали себя потомками Чигисхана и его сына Джучи? Нашло ли отражение это обстоятельство в ваших учебниках?

  Казахские правители однозначно считали себя потомками ханов Улуг Улуса. Основатель этого могущественного государственного образования Джучи покоится на территории Улутауского района Карагандинской области. Одна из его столиц находится в Сарайчике, где рядом покоятся и ханы Казахского государства, тот же Касым хан(1445–1521). Он был одним из активных политических деятелей начала XVI века, которого исследователи считают «собирателем казахских земель». Для своего времени он был человеком, который олицетворял одного из главных потомков Чингисхана.   К примеру, правитель Мавераннахра, его двоюродный брат Мухаммад Шайбани – хан, обращался к нему не иначе как к более старшему хану и наместнику самого Чингисхана с таким хвалебным эпитетом: «Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана хан ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым». В это время Касым управлял населением, расселенным на огромной территории, в том числе и междуречьем Урала и Волги. В своем распоряжении хан имел около 160 тысяч отборных воинов. А в случае сбора всего ополчения численность казахских войск доходила и до 300 тысяч человек. Вот как описывают его один из анонимных исследователей той эпохи, автор труда «Алам-ира-йи шах Исмаил»: «Приглядевшись, он (Джанибек султан) увидел Касым-хана, который, как свирепый див, восседал на Чингисхановом троне, сделанном из чистого золота; и четыре угла этого трона были сделаны в виде льва, леопарда, тигра и дракона. На голове у него была украшенная драгоценными камнями корона Чингисхана стоимостью в семьдесят тысяч туманов…Тысячи двести эмиров сидели вокруг на скамьях».

По этому поводу не случайно Мухаммед Хайдар Дулати писал буквально следующее: «Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана». Касым считал себя самым главным преемником Чингисхана, что можно усмотреть из его слов, адресованных своему сыну Абулхаиру: «Если ты захватишь Сына Шайха в плен, то ты будешь назначен (мною) правителем всего Туркестана. Тогда я буду знать, что ты – мой сын, который станет настоящим преемником Чингисхана!»

Насколько отражен в школьных учебниках великий Абай, юбилей которого также отмечался в рамках ЮНЕСКО?

Абай Кунанбаев (1845–1904) был не только выдающимся мыслителем, просветителем, поэтом и основоположником казахской письменной литературы, но и активным общественным и политическим деятелем, пытавшимся улучшить жизнь своего народа. Детство и юность поэта совпали со временем военного продвижения царских войск в Южном Казахстане. Он стал живым свидетелем укрепления позиций Российской империи в окружных приказах, введения административных реформ. Будучи волостным управителем, пытался решать дела справедливо и честно, чем снискал глубокое уважение со стороны простого народа. Однако постепенно Абай пришел к мысли, что таким образом проблемы общества не решить. Он выступал поборником активного получения соплеменниками знаний и образования. Огромное влияние на формирование личности будущего поэта оказало его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников национально-свободительных движений, боровшихся за независимость своей родины. Это были представители наиболее образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были представители русского общества, противопоставлявшие себя царизму. Немало было их и в Семипалатинске. Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. В ауле поэта подолгу и часто гостили кавказцы, бежавшие из сибирской ссылки и пробивавшиеся по казахским степям к себе домой.

Поэта беспокоили массовое обнищание казахов, произвол царских чиновников, взяточничество и корыстолюбие волостных управителей. В поэзии он стыдил скупых богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам. Он осуждал некоторых биев, потерявших уважение народа. Абай призывал общество к труду, видя, что праздная жизнь некоторых современников ведет к бедности и нищете. Он призывал земляков заниматься скотоводством на разумных началах. Один из способов выхода из такого состояния он видел в переходе к земледелию, активному занятию ремеслами и торговлей. В частности, поэт активно призывал своих сородичей заниматься ремеслами: «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет». В этом деле он показывал личный пример: по самым скромным подсчетам на 1903 год он имел 1000 голов лошадей и 2000 овец.

Он не мог думать иначе. Нередкие в степи джуты приносили многочисленные страдания простому народу. За один день можно было потерять годами нажитое богатство. В борьбе с бедностью он возлагал большие надежды на честных, порядочных и справедливых волостных управителей. По мнению Абая, они не должны забывать свои обещания, данные на выборах. Любой состоятельный человек обязан знать меру в богатстве и часть полученной прибыли направлять на нужды благотворительности. Он не мог не видеть трагедию Степи, когда в борьбе за должности волостных правителей сталкивались целые роды. Это было время, когда должности волостных правителей покупались и продавались. Избранным оказывался тот, кто имел связи среди российских чиновников и обладал большим состоянием. Он весьма жестко критиковал процесс выборов волостных управителей: «Волостные избираются сроком на три года. Первый год их правления проходит в выслушивании обид и упреков: «Не мы ли тебя выдвигали?». Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий – в предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным».

 В своих произведениях он желал казахскому народу стремиться быть людьми благими, разумно мыслящими и справедливыми. Считал обязательным отдавать себе отчет о прожитых днях. В то же время, обращаясь к своим соплеменникам, он предостерегал их от возможных ошибок: «Жить хитростью, обманом, попрошайничеством – удел бездарных проходимцев. Веруй в бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный  труд даже твердь земная ответит всходами».

К нему как бескорыстному и справедливому судье обращались соплеменники из отдаленных мест – Каркаралинского, Усть-Каменогорского,

Зайсанского и других уездов. К нему даже обращались и представители тех родов, старейшины которых находились в конфликте с Абаем. Именно про них Абай писал следующие строки: «Уважал бы волостного и бия. Однако нет в степи божеской управы и суда. Власть, заслуженная низкопоклонничеством или купленная за деньги, не дорогого стоит».

Он изобличал и порицал ложные доносы и кляузы, которые наносили

огромный вред казахскому обществу: «Над честными сынами степи чинятся уголовные дела по ложным доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели, готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие должности».

К нему приезжали за советами и для обычного общения со всей Казахской степи. У Абая побывал один из известных фольклористов, поэт из Баянаульского края Машхур-Жусип Копейулы. Абая уважали также ссыльные, проживавшие в Семипалатинске. Это вызывало зависть и подозрение со стороны невежественных правящих соплеменников и царских чиновников. В 1897 году на него было даже организовано покушение. Начались доносы и клевета на поэта. Великого поэта называли «Врагом белого царя», «Смутьяном народа», «Неугомонным нарушителем обычаев, установлений отцов и дедов». Ссыльным запретили появляться в ауле Абая. За его корреспонденциями было установлено строгое наблюдение. Царская администрация установила тайную слежку за Абаем.

В 1903 г. семипалатинский полицмейстер произвел обыск в доме поэта и его сыновей. Активная жизненная позиция, занятая Абаем, сыграла самую позитивную роль в улучшении жизни его соплеменников. Он стяжал славу активного участника общественно-политических процессов в степи и поборника нарушенных прав своих соплеменников.

Есть сведения , что он своих детей обучал дома лично сам…

– Все 20 его детей, рожденные от 3 жен,  получили домашнее образование. Учителем их был лично сам Абай. Дома имел богатую билиотеку. Он выписывал газеты и журналы, а также книги. В вопросе просвещения он показывал личный пример: своих детей отправлял в российские учебные заведения. Сына Абдрахмана отдал в Тюменское реальное училище, затем – в Михайловское артиллерийское училище. 

Все эти и другие моменты попали в содержание школьных учебников.

-Спасибо,  Зиябек Ермуханович, за содержательную и интересную беседу. Успехов вам!

 

Миргуль Джилкишинова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий